Игорь Карпак: Подготовка яхтсменов мастерс в классе Финн
Представляем Вашему вниманию интервью Игоря Карпака, мастера спорта СССР международного класса, члена сборной команды СССР 1979-1989 г. г. (Летучий Голандец, катамаран Торнадо), тренера 4 Европейской категории, под руководством которого готовится один из ведущих действующих финнистов Мира Денис Карпак, а также под его руководством были проведены несколько сборов и участий в соревнованиях Российской команды финн-мастерс. Статья рассказывает о методах и рекомендациях подготовки спортсменов категории "Мастерс" в классе Финн.
Полную версию статьи смотрите в журнале "Календарь Финниста 2013-2014"
В чем Вы видите отправные точки, которые сказываются на построении подготовки – отличия спортсмена-мастерс от олимпийца?
Главное отличие — возраст, состоявшаяся личность, как правило, большой яхтенный опыт и нереализованные яхтенные амбиции в олимпизме, независимый подход к делу.
Возраст в данном случае надо расшифровывать следующим образом – быть аккуратнее с нагрузками, делать упражнения более размеренно, правильно и под контролем тренера по ОФП или тренером по стретчингу или личным физиотерапевтом, который будет лично тебя вести, чтобы не повредить ни ноги, ни спину, чтобы эта радость занятия спортом не превратилась в травму.
Далее – спортсмен-мастерс – это обычно уже состоявшаяся личность, который делает то, что хочет, имеет финансовую независимость. При этом он имеет нереализованные яхтенные амбиции, которые двигают им в занятии спортом, и независимый подход к делу: сам себе хозяин, никто тебе не тренер, не сборная, ты можешь сам себе выбрать любой регион, любое соревнование на любом континенте. Имеется много плюсов в этой независимости. Из минусов – это конечно возраст, с одной стороны, но с другой стороны – если финансы позволяют, то я даже завидую вашим возможностям, вашему подходу к делу. Вы молодцы, что не унываете, и сколько лет не ходили, все равно стремитесь совершенствоваться и победить. В Мастерс очень разношерстный коллектив. К примеру, Таурас 20 лет вообще не ходил и думал, что купит «золотую» матчасть и мы за год с ним добьемся высокого результата. Он тренировался с нами 8 месяцев и «лавировку» мы с ним подняли до невиданных высот, а вот с полным курсом…: он понимает, что класс Финн уже не тот, и уже где-то смирился с этим, но до сих пор понять не может, что в классе «Финн» так продвинулся полный курс, что он перешел на совершенно другой уровень: если раньше просто ходили со знака на знак, треугольник и фордевинд… То есть если раньше было, что на полном курсе надо просто продержаться, а в лавировку все происходило, то теперь наоборот: в лавировку можно только проиграть, ничего особо там не происходит, если только не происходят особые катаклизмы, а все решается – вся борьба происходит на полном курсе.
Из каких составляющих должна состоять подготовка?
Первое – это Медицинский спортивный контроль должен быть. Как минимум 2 раза в год – после сезона (где-то октябрь) и перед началом сезона (февраль-март). Это необходимо для спокойствия собственного, для спокойствия всех членов команды и для тренера, который с вами едет. Медицинский контроль в конце сезона говорит твое состояние – сильно ты устал, не сильно ты устал, и спортивный врач советует тебе восстановительный цикл – как правильно тебе выйти из сезона и как правильно подойти к следующему сезону (что делать, какие нагрузки планировать, какое давление должно быть, какой «сахар»). Таким образом врач в октябре дает тебе полезные советы на зиму и потом в феврале-марте уже проверяет – как ты подошел к сезону – твои изменения: как ты подошел к концу года и твои изменения к началу следующего года. Тогда ты видишь – сколько можно тебе в зале нагружаться, на каком пульсе можно тебе работать, на каком пульсе нельзя работать. У каждого свой возраст – тебе 40, другому 50, третьему 56, и естественно, что если будет ветер 20 узлов, то кто-то может быть на воде 1,5 часа, кто-то час, а кто-то и 2 часа на воде. Это нужно для того, чтобы не бежать сломя голову, стремясь не потерять: если один может работать на воде 3 часа, а тренер оплачен группой вскладчину, это не значит, что другой должен бежать и стараться столько же отработать на воде, чтобы не потерять: везде должна быть индивидуальная нагрузка, везде должен быть индивидуальный подход – даже в коллективе.
И отсюда следует дальше ОФП – общефизическая подготовка. Это чтобы держать себя в тонусе, в растяжках, чтобы у тебя спина не заболела, чтобы не продуло шею, спину, ты элементарно должен держать себя в физической форме.
Специальная Физическая подготовка – это уже более направленная подготовка, куда входит велосипед (обязательно – ни в коем случае не бег), сюда входит гребной тренажер «Concept», сюда входят специальные физические тренировки на воде с отработкой разных элементов. Потом идет материальная часть – надо правильно все подобрать – какую мачту, какой парус, какую одежду. Одежда – важная составляющая успеха: очень важно правильно подобрать – правильные шорты, правильный удобный жилет, который не будет цеплять гик на повороте и с которым ты сможешь легко залезть из воды в лодку. Жилет может быть большим – он тебя держит хорошо, ты в нем не утонешь, но он при этом может оказаться настолько большим, что из-за него ты не сможешь залезть в лодку. Это такой из отправных моментов, что когда ты перевернулся, ты должен быстро поставить лодку, быстро залезть в нее и идти дальше, а не полчаса плавать из-за того, что ты с ним залезть в лодку не можешь. Одно дело – это из-за физической подготовки, что у тебя нет сил, и другое дело – что у тебя неправильно подобрана одежда. Куртка должна быть правильная, если холодная погода- ты должен спокойно в ней работать, руки должны быть свободными, чтобы грести. Жилет должен быть правильным, обувь правильная, чтобы не болели ступни ног. В правильном месте должны быть пластинки для откренивания, перчатки правильные, если ты ими пользуешься, кепка правильная, шапка правильная. Ничего не должно мешать потому, что чем больше дует ветер, тем больше мелочи будут влиять и вести к переворачиванию или непереворачиванию. А ты сам понимаешь – если перевернулся, то как минимум минута (а это 20-30 лодок) уже потеряна, а если это десяток минут, то это уже все – гонка потеряна.
Далее – календарь тренировочный, потому что надо правильно сочетать календарь и тренировки, так как ты не тренируйся, все, над чем надо работать будет обязательно вылезать в регатах. То есть надо тренироваться установочно перед регатой, потом проходить регату и уже после регаты подробно разбирать, записывать – что над чем конкретно работать. Потом хорошо сделать маленький сбор после регаты – но, как правило, здесь уже времени нет. А уже сбор перед следующей регатой начинать с отработки тех элементов, которые вылезли наружу на предыдущей регате. И далее это уже естественно переходит на следующую регату.
Установочный сбор желательно делать в 3-5 дней перед каждой ответственной регатой – для вас это Чемпионат Мира, Европы, Open Russian. К примеру с Таурасом мы работали следующим образом, что дало хороший результат: он работал в Феврале 2 недели, в Марте 3 недели, потом была регата на приз Принцессы Софии на Пальме-де-Майорке. Потом была неделя в Йере перед Йерской регатой с последующим участием в регате. Потом в мае был сбор продолжительностью 5 дней перед регатой на Гарде, далее – участие в регате. После этого был сбор 5 дней перед Кильской регатой, участие в Кильской регате. Недельный сбор был перед Чемпионатом Европы с последующим участием в Чемпионате Европы и потом уже весь октябрь мы катались в Севастополе – сглаживали все ошибки, которые были сделаны в сезоне.
Как правило в феврале и в марте мы делали 2 двухнедельных сбора, чтобы мы входили в курс дела, подбирали матчасть и чтобы он привыкал: все веревки, оттяжки, смотрел – как должны стоять правильно ремни, как правильно веревки, как правильно должны быть сделаны регулировки, длина удлинителя, кое-какие перемычки на удлинителе – фактически должен быть сделан тюнинг на лодке. И потом пошла регата. После регат начинают вылезать все негативы. И с этими негативами будем дальше работать.
Получается минимум должны быть 2 зимних установочных «обозревательных» сбора, и потом перед каждой регатой 2-3-5, а лучше – неделя, потом небольшой выходной и дальше пошла сама регата. Все это делать с постоянным анализом, с постоянной установкой задач, целей, и над чем работать – с домашним заданием уезжать после сбора и регаты домой.
В целом для мастерс желательно зимой иметь как минимум 3 сбора, не допуская перерыва в «воде» более чем 1,5 месяца, чтобы не потерять наработанное и не начинать с начала (но и то это многовато – неделя в месяц – это идеально, так как не каждый может себе это позволить и работа и ). Скажем в декабре - январе можно сделать разрыв в 1,5 месяца, в феврале-марте – месяц, а потом это уже пойдет в более интенсивном режиме 2 недели в месяц – здесь вы и дома можете ходить. Но опять – календарь еще зависит от того, кто какие себе цели и задачи поставил, насколько эти цели амбициозны, насколько человеку просто интересно времяпровождение в коллективе или ему хочется все-таки чего-то добиваться и куда-то двигаться вперед.
Какие у Вас будут советы по физической подготовке (упражнения, контрольные нормативы)?
Это достаточно индивидуальный вопрос – каждому надо этот вопрос отдельно прорабатывать с тренером либо в своем городе работать с индивидуальным тренером, так как для каждого человека набор упражнений будет разным. У каждого свои особенности и физическое состояние – у кого тяжелая кость, у кого короткая мышца, у кого длинная мышца. Но в любом случае надо делать растяжки. Далее – велооргометр или настоящий велосипед и гребные упражнения, которые помогают отрабатывать нагрузки полного курса. Как я вижу, можно моделировать парусный спорт в части физических нагрузок так: велосипед – это лавировка, гребной тренажер (лучше «concept») – это полный курс. И в таких же сочетаниях необходимо делать тренировки: то есть ты знаешь, что у тебя регата – это гонки в режиме приблизительно 20 минут лавировка и 12-13 минут – полный курс, то есть такие нагрузки себе и делай, чтобы организм привыкал: 20 минут ты проехал на велосипеде, тут же 13 минут отработал гребными упражнениями (это мы смоделировали 1-й круг), затем тут-же опять на велосипед, и опять гребля. Это мы смоделировали 1 гонку (20+13=33 и 20+13=33 – в сумме 66 минут). Далее делаешь перерыв 30-40 минут и повторяешь то же самое. Если видишь, что это много, то делаешь чуть поменьше: 18 минут велосипед и 10 минут – гребной тренажер. В итоге получается 56 минут – это уже ближе к Мастерс. И также моделируешь вторую гонку. Если у тебя нет «воды», нет возможности ходить на воду, то обязательно ты эту программу должен выполнять. И плюс – пресс. Должен быть прессооткреночный тренажер – как бы копия финна, в котором ты должен делать определенные упражнения. В этом тренажере ремни делаются на той высоте, на том удалении от седушки, на которой ты сидишь. Сидушка при этом повторяет палубу. Это делается для того, чтобы за месяц, который ты сидишь дома, не отвыкали мышцы, и чтобы во время тренировок на воде не начинать заново: приедешь на Гарду, 5 дней походишь по 20 узлам, и к регате ты уже подходишь «мертвый, устал, никакой». А так у тебя мышцы, ноги, голеностоп – все это постоянно привыкает. Велосипед дает привыкание к нагрузкам на лавировке, гребной тренажер дает привыкание к гребле, которая необходима на полном курсе, и прессооткреночный тренажер дает привыкание всего остального. Желательно, чтобы раз в месяц ты хотя бы 5 дней подряд уделил комплексу «Велосипед+гребной тренажер», а прессооткреночный тренажер лучше делать 2 раза в день, но минимум 1- раз.
Какой должен быть годичный цикл подготовки?
Физическую подготовку, то что я описал выше, желательно делать постоянно. Вода — минимум одна неделя в 1,5 месяца. Перед Миром и Европой 2 месяца подготовки на воде. Это необходимо потому, что как правило результат идет с задержкой – ты поработал, и только через пару месяцев он «вылазит».
Применительно к нашему режиму, когда основные соревнования сезона заканчиваются в сентябре-октябре – дальше стоит ли нам строить какие-либо сборы в октябре-ноябре-декабре, или лучше больше внимания уделить Обще-Физической Подготовке?
Нет, лучше не прерывать работу на воде и стараться участвовать в регатах – есть регата в Севастополе, есть интересные регаты в Италии. Я считаю, что эти оказии не надо упускать. Лучше не делать перерыва больше, чем 1,5 месяца, потому что потом, особенно в вашем возрасте, будете начинать все сначала. Необходимо, чтобы та база, что накопилась, еще теплилась, оставалась в тебе.
Какие акватории лучше всего выбирать для зимней подготовки?
Я думаю, что наиболее оптимальными для зимней подготовки базами являются Пальма-де-Майорка и Севастополь. Пальма-де-Майорка – это самое близкое место, где днем 18 градусов в январе и феврале. А Севастополь – по ветровым условиям это самое лучшее место, так как там в радиусе 40 минут хода ты можешь взять любые условия: Если ветер с берега, то тут идут озерные условия – заходы и маленькая волна, если ветер с моря, то у тебя морские условия максимально близко – прямо в бухте. Если же хочешь суперокеанские условия, то тогда выходишь за мыс Херсонес при направлении, когда дует с Ялты, Балаклавы, то там идет просто океанская волна. И тут же ты походил на ней полтора часа и спрятался за маяк и ушел с того водоворота волны 3-4 м высотой и длиной 70 метров. Здесь шикарная чистая вода, спокойно можно найти нормальное жилье. Все «экономно, дешево и сердито». До середины декабря 100% там можно тренироваться, так как вода еще теплая, она не успевает еще остыть при любых катаклизмах. А потом – декабрь – перерыв полмесяца, и с середины января можно начинать тренироваться на Пальме. Если хотите тренироваться с другими гонщиками, то лучше тренироваться в самой Пальме, так как последние 10 лет туда регулярно прилетают тренироваться англичане, голландцы, немцы. Они в октябре привозят туда материальную часть и 2 раза в месяц на неделю обязательно прилетают. Тренируются они так либо на велосипедах катаются, либо ходят на воду. Тренировки на воде у них обычно длятся ровно 2 часа. Как только проходит 2-2,15 с начала тренировки, их уже четко зашвартовывают и буксируют на берег. При этом они не просто катаются, а тренируются четко с тренером, отрабатывают элементы – либо это полный курс, либо это старты, либо это выжимание скорости.
Поэтому я считаю, что Севастополь и Пальма – это два самых оптимальных места. Кто-то может найдет что-то оптимальное и в другом месте.
Как правильно сочетать выезды с тренировками на месте? Участие в соревнованиях с тренировками?
Регаты в подготовительном процессе очень важны, необходимо обязательно сочетать регаты с тренировками. Допустим, если у кого-то давно не было выигрышей, побед, ему надо как-то закрепиться, стать морально устойчивым, успокоиться – ведь приходить первым – это тоже не очень просто. Надо научиться идти четко на знак, правильно ориентироваться дальше по дистанции. Ведь у вас, как и в олимпизме, как я заметил, люди «»сломя голову» выходят на знак и, особенно при дистанции «трапецией», когда первый флот идет по внутренней петле, а другой – по внешней, многие идут не на тот знак. Такие ошибки делали и ваши ребята 0 я их предупреждал об этих ошибках, а они все равно их повторили. Это случилось чуть ли не в первой гонке на Чемпионате Мира Мастерс в Ла-Рошеле – когда они шли вниз по внешней петле, то они шли не на свои знаки, а к стартовому судну. И получилось, что первые 10 идут не туда, и все остальные, как заколдованные, как будто кто-то на волшебной флейте играет, следуют за ними. А потом 30-й – 40-й идет и он четко знает куда идти – он до середины идет со всеми, а потом приводится и четко «лупит» туда, куда надо. У меня есть съемки, когда человек, идя 50-м, становится 17-м. И все это потому, что ваши лидеры не просто не пошли правой дугой, как я им советовал тогда, а они сразу крутились и шли не просто на не те знаки, а даже левее их. Все это ажиотаж, все это – нервный подход. Один на тренировках – супергонщик, а когда начинается регата, начинается мандраж и т.п. Но это уже надо работать с психологом или как-то по другому. К каждому персонально индивидуальный подход и обязательно с прицелом на те соревнования, на которых он хочет хорошо выступить. Кто-то на Чемпионате Мира хочет выстрелить, кто-то – на Open-Russian, кто-то – в озерных условиях, кто-то – в морских. Конечно, всегда и везде ко всему стремиться – это неплохо, но если за все хвататься, то потом времени не хватит ни на тренировки, и устанете, и обидитесь, и от усталости пойдет перенапряжение, и ошибки. А ошибки – это, как минимум, поломка матчасти или, не дай бог, какая-то физическая травма.
Какие у Вас будут советы гонщикам-мастерс по выбору материальной части: мачты, паруса (фирмы, модели), лодки?
По мачтам – есть свои особенности у разных производителей. К примеру, мачты фирмы Wilke отличаются большей динамичностью и требуют хорошей физической работы особенно на волне. Относительно молодым, хорошо физически сильным спортсменам еще можно использовать Wilke, но необходимо их специально строить. Для гонщиков Мастерс я бы больше рекомендовал Hit – это менее динамичные, более «спокойные». Для гонщиков Мастерс мачты лучше брать не от олимпийцев, а специально строить.
По лодкам – сейчас большинство лидеров ходят на Девоти. Мы пытаемся разогнать Wilke. Для мастерс, если ты хочешь иметь одну лодку на всю жизнь, то можно и Wilke, так как лодки Devoti – это массовый продукт, они построены на пределе и быстрее изнашиваются. Для олимпийцев, в их режиме предполагается заменять лодки раз в полгода-год, а для мастерс, наверное, они живут дольше.
Pata – эти лодки, как я вижу, у немцев развиваются, но все равно основной костяк лидеров выступает на Devoti, а если и есть среди них на Pata (немец Андре Бундзиен), то это все суперлодка, супермачта, суперпарус – все специально под него построено. Не думаю, что к нам будет такой же подход.
Конечно, желательно брать из-под какого-то олимпийца, который уже разогнал ее более-менее под свои данные, если конечно по своим физическим, координатным, весовым параметрам подходишь под его данные. По фирмам пока наиболее предпочтительным остается Devoti.
По парусам – North Sails – паруса более сложные, сейчас мы заказали – попробуем WB, One-Sail – что-то они шьют слишком большие паруса – не могу понять. Но сейчас они что-то поменяли – Иван Клякович Гаспик гоняется на других парусах. Пока основными предпочтениями я считаю NS и WB.
Опыт проведенных сборов и участия в соревнованиях со спортсменами Мастерс: что удалось решить с помощью этих сборов, что они показали? Как правильно строить тренировки на воде – какие технические элементы отрабатывать?
Опыт проведённых сборов и участие в соревнованиях показал,что в Мастерсе тоже нужен тренер или как минимум опытный сопровождающий с катером для качественных и безопасных тренировок.
Желательно сборы проводить целенаправленно, осмысленно под надзором какого-нибудь тренера.
Опыт показал то, о чем я говорил выше – надо работать на сборах, проходить регату, выявлять грубые или мелкие ошибки и их оттачивать – на этом строить следующие сборы по отработке от стартов до огибания знаков, подход к знаку, отход от знака, все элементы от спуска на воду до прихода с воды. Конечно вы очень сильно отличаетесь от олимпийцев тем, что вы очень мобильны – привыкли, что вода, вещи – все должно быть в лодке. Если будут тренера, то от этого надо будет стараться уходить. 2-3-4 килограмма – это ненужный вес, который лучше убирать из лодки. Если есть тренер, то надо все передавать ему на катер.
Из элементов, которые стоит отрабатывать на сборах, это старт, чувство линии, сам старт. Причем старт не с места, а со скоростью, потому что при старте с места можно стать «любимцем» жюри, как стал Александр Касатов. Потом – это выход на первый знак. Очень важно отрабатывать распределение сил на весь гоночный день, на всю регату. Допустим, можно с выпученными глазами прийти на первый знак первым и там и остаться, потому что силы и желание уже закончились. Потом – правильное питание во время гонки – карамель или гели специальные, чтобы, когда идете на полном курсе, весь сахар у тебя уходит, мозги не соображают, а ты хочешь хорошо прийти. В том режиме, когда Игорь Фролов пришел шестым, Миша Петрига седьмым пришел, Володя Бутенко финишировал неплохо, было видно, что ребята были выжаты «в ноль». А завтра еще гонка, а послезавтра – еще. В общем надо правильно строить тренировочные циклы и подводить себя, чтобы организм и тело привыкали к этим 5 дням изнурительных физических нагрузок, когда по 7-8 часов проводим на воде. Надо исходить из этого и строить на этом свои тренировки.
Из элементов, которые отрабатывать – это старт, подход к знаку, огибание, отход от знака. Особенно – огибание нижнего знака. Это элементы технические. Плюс к этому – элементы стратегии, тактики. Подходя к знаку, ты уже должен видеть следующий курс, куда ты идешь. Не просто тупо идти за кем-то. К следующему знаку, когда ты подходишь, ты должен видеть – куда ты дальше должен идти, где конкретно находится знак. Лучше гоняться по компасу. Потом, я смотрю, все ребята гонялись по компасу, а не по тактику. Половине я настроил на тактики именно, чтобы не надо было считать и прибавлять, умножать, отнимать. Половине понравилось. Не все вникли, но понравилось. Необходимо видеть – куда ты идешь, как ты идешь.
Скорость – это отдельный вопрос – чтобы ты не пережимал, не перебивал парус. Многие даже на очень хорошем ходу нервничают, пережимают шкоты, перебивают канингхем. Потом в момент уваливания на знаке не забыть поднять до нужного положения шверт, потравить оттяжки.
И почему я пропагандирую старт не с места – чтобы избежать желтых флагов, правильно выбрать сторону. Обычно пара человек уходят с крайних экстремальных точек. Необходимо найти выгодное место, максимально быстро дойти до этого выгодного места и иметь достаточно места, чтобы ты мог на скорости, недалеко от наветренного и достаточно далеко от подветренного. Но это уже отработки конкретных нюансов на сборах в индивидуальном порядке, так как каждый имеет свои особенности – кто-то быстрый на длинных дистанциях, кто-то – на коротких, кто-то любит стартовать со скоростью, кто-то – с места. Каждый имеет свое внутреннее строение – один холерик, другой – более спокойный, третий – пессимист, четвертый - оптимист. Все вы разные, и единственно правильной модели одинаковой для всех не существует. У каждого своя фишка. Если все это будет сочетаться – один силен в одном, другой – в другом, третий – в третьем, и в итоге у вас получится сильная группа, к чему, собственно, вы все и стремитесь, ради чего мы и тратим сейчас время, чтобы наш «мастерс» вырос значительно.
Расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе
Родился, вырос и начал заниматься парусным спортом в легендарном городе на Днепре, Родине великих тренеров и спортсменов — Виктора Коваленко, Ларисы Москаленко, Ирины Чуниховской, Евгения Браславца и Игоря Матвиенко.
Инженер-металлург, мастер спорта СССР международного класса, член сборной команды СССР 1979-1989 г. г., тренер 4 Европейской категории, Украинец, проживаю на Европейской территории, тренирую класс Финн.