IFA Finn Clinic 2004 (Практические уроки по подготовке и настройке лодки)

24 марта 2006

 

Перед Европейским чемпионатом 2004г. в Ла Рошеле (Франция) IFA (Международная ассоциация класса Финн) провела практические занятия для 7 участников из Китая, 3 из Франции и 1 из Аргентины.

 

Идея практических занятий состояла в том, чтобы дать спортсменам скорее большую картину необходимых условий для успеха, чем лишь только скорость лодки или некоторые упражнения. Основное внимание было уделено подготовке лодки, ведению лодки, настройке лодки, паруса, проверкам скорости, стратегии & тактике, физической подготовке и правилам.

 1_120904_sm.jpg

Поскольку лодки не были подготовлены и обмерены в деталях до этого, мы начали с того, чтобы проверить положения пярнетса, оси вращения шверта, и степса мачты (с помощью динамометра). Кроме того, поскольку была разница в весе и размерах спортсменов, на пришлось сделать на это некоторые поправки. Для более легких спортсменов (<90 кг) мы сдвинули ось вращения шверта назад до 2.05-2.06 м (от транца), а для тяжелых спортсменов  (>103 кг) мы сдвинули ось вперед до 2.07-2.08м. То же самое было сделано по отношению к пярнетсу: для тяжелых спортсменов мы сдвинули пятнетс к корме (1 большая и 2 маленьких закладки спереди), а для легких спортсменов – наоборот, сдвинули пярнетс вперед (1 большая и 1 маленькая закладки). Положение степса мачты было настроено на натяжение задней шкаторины в 34-35кг для всех спортсменов и дальнейшая более тонкая подстройка была сделана после уже на воде после нескольких тестов на скорость.

 

Положение откренок, также как и их натяжение, а также – подушки должны быть максимально настроенными для обеспечения комфортного откренивания. Поскольку в гонке больше половины времени проводится в положении откренивания, очень важно обеспечить наиболее комфортное положение.

 

На протяжении недели дул достаточно сильный ветер, и спортсменам пришлось достаточно много повисеть в откренках. Множество тестов на скорость было сделано, так что те спортсмены, которые не были удовлетворены своими настройками, имели возможность перенастроиться.

 

На берегу мы вооружили лодки и проверили паруса по всем основным точкам:

 

Шкотовый угол: главным образом влияет на полноту паруса примерно в соотношении 3:1, т.е. отпустив шкотовый угол на 1 см Вы увеличиваете «пузо» примерно на 3 см. Положение шкотового угла также влияет на верхнюю 1/3 часть задней шкаторины: если Вы добиваете шкотовый угол, верхняя часть задней шкаторины открывается, тогда как, если Вы ослабите шкотовый угол, верхняя часть задней шкаторины закроется.

 

Кинингхем: напрямую влияет на положение «пуза» паруса. Если Вы выбираете кинингхем, Вы сдвигаете пузо паруса вперед к мачте и, что более важно, - открываете среднюю часть задней шкаторины.

 

Галсовыйугол: влияет на нижнюю часть паруса так, что если Вы выбираете галсовый угол, Вы открываете нижнюю треть задней шкаторины. Он также влияет на переднюю шкаторину паруса. Если Вы идете в средний ветер и по гладкой воде, Вы можете отдать галсовый угол больше обычного, так что передняя шкаторина паруса становится более плоской и Вы можете идти острее. Однако эти настройки не совсем просты и безобидны – Вы должны делать их очень осторожно и аккуратно. Эти настройки также будут хорошо работать, если вместе с натяжением галсового угла Вы попробуете «поиграть» и натяжением шкотов. Если Вы выбиваете шкот, то Вы выбираете и галсовый угол, и, если Вы отпускаете шкот, то Вы также ослабляете и галсовый угол. Такие настройки позволяют все время сохранять хорошую форму паруса.

 

В первой половине дня мы проводили время в классе, обсуждая стратегию, тактики, правила и физическую подготовку. Вторую половину дня мы проводили на воде, долгими часами тестируя скорость, в коротких гонках, стартовых упражнениях, поворотах оверштаг и фордевинд во время коротких гонок.

 1_120912_sm.jpg

Во время лавировки мы концентрировались на настройках, форме паруса, откренивании и движениях тела. На полных курсах мы фокусировались на том, как лучше расположиться в лодке, на обработке волн, притравливании оттяжек (шкотового, галсового углов и кинингхема), положении шверта (между выбранным на 1/2 и 3/4) и также – на натяжении гикоттяжки. При работе с гикоттяжкой Вы должны следить за верхней частью задней шкаторины – если Вы перебьете гикоттяжку, задняя шкаторина станет очень тугой и у паруса не будет достаточно силы для тяги. Такая настройка безопаснее при сильном ветре, но с ней также тяжелее оседлать волну. Если Вы, наоборот, перетравите гикотяжку (за исключением слабых ветров), задняя шкаторина слишком сильно открывается, лодка становится нестабильной и Вы также теряете силу. Оптимальная настройка – это когда задняя шкаторина «играет» как крыло птицы, упруго откликаясь на усиления ветра или «гребки» парусом.

 

Гас Миллер находился с нами во время практических занятий, и это было здорово использовать его опыт и подсказки во время тренировок. Он в любое время был полностью открыт для того, чтобы поделиться своим опытом со спортсменами. Хотя ему пришлось вытерпеть несколько неприятных моментов во время моего неочень аккуратного вождения катера среди волн, он ни слова про это не сказал. Спасибо тебе, Гас!

 

Мачты

 

Однажды Andy Zawieja был приглашенным докладчиком на тему выбора мачт. Он отметил важность в решении концепции мачты. Поскольку мачты могут быть мягкими/жесткими внизу, мягкими/жесткими посередине, мягкими/жесткими вверху или в любой комбинации из этих свойств, спортсмен может запутаться в вариации всех этих возможных вариантов.

 

Основной подход заключается в следующем: Мягкие внизу (имеется ввиду назад/вперед) мачты работают как хорошая подвеска и могут быть быстрыми при волне и хорошем ветре. Мачты с жестким низом (назад/вперед) хорошо подходят для слабых ветров и гладкой воды.

 

Жесткий топ мачты (назад/вперед) помогает сохранять полноту верхней части паруса и натяжение задней шкаторины может лучше контролироваться. Мягкий топ (назад/вперед) больше подходит для легких спортсменов.

 

Более важен изгиб мачты в сторону. Если мачта мягкая в районе палубы, то тогда невозможно добиться достаточно хорошей остроты. Если у Вас хороший вес (в районе 100 кг) и Вы достаточно сильны, то тогда хорошо иметь мачту, которая сохраняет вертикальность вплоть до середины мачты (для бокового изгиба).

 

Другой аспект – проверить боковой изгиб мачты в обе стороны. Иногда мачты изгибаются слегка по-разному для разных галсов, и это приводит к тому, что парус хорошо смотрится на одном галсе и плохо на другом. Боковой изгиб имеет также прямое влияние на общую форму паруса. Верхняя часть мачты должна иметь достаточный боковой изгиб так, чтобы задняя шкаторина открывалась при легком бризе или легкой волне.

 

Обмер мачты обычным способом (подвес 12 кг на топе с поддержкой в районе степса и пярнетса) очень хороший для того, чтобы обеспечить хорошее соответствие мачты с парусом, но не дает четкой картины о том, что мачта делает в районе палубы и в районе “уровня BB”.

Обмер мачты старым способом (подвес 20 кг посередине с поддержкой мачты по концам) дало бы более точную картину особенно касательно нижней части мачты.

 

Как измерять наклон мачты весами?

 

Вы возможно видели, что многие наиболее успешные спортсмены используют динамометр для измерения наклона мачты. Если Вы желаете «ухватить» технологию и хотите уйти от традиционных измерений рулеткой, ниже описано, как это нужно делать:

 

Во-первых, Вам необходимы электронный динамометр, способный измерять 30-40 кг с разрешением до 0,1%. Кроме этого, Вам также понадобится Ваша старая рулетка (если ее нет, то купите новую) и 5,5-6 метров кевларового троса сечением 3-4 мм.

 

Прикрепите одновременно трос и рулетку к фалу и выберите фал. Прикрепите один конец динамометра к кевларовому тросу так, чтобы было достаточное расстояние для того, чтобы прикрепить динамометр к оттяжке шкотового угла, когда Вы приподнимете гик вверх.

 

Измерьте расстояние от топа мачты до черной ленты мачты (марки) в районе галсового угла (назовем это расстояние А) Это расстояние должно составлять 5,70 м. В случае, если это расстояние отличается, будет необходимо внести поправку при дальнейших настройках. Мы очень скоро к этому вернемся.

 

Выберите шкоты до конца так, чтобы гик касался палубы, как при ведении лодки курсом «гоночный бейдевинд». Теперь измерьте расстояние от топа мачты до марки на ноке гика. Подстройте оттяжку шкотового угла так, чтобы это расстояние составляло 6.02м. Теперь пришло время сделать поправку: Если расстояние А составляло 5.70м, то поправки не требуется. Но если это расстояние отличается, то Вам необходимо сделать поправку ровно на ту же виличину при настройке оттяжки задней шкаторины. Например, если у Вас расстояние А составляло 5.69 м, то Вам необходимо настраивать оттяжку шкотового угла на 6.01 м. И наоборот, если A было 5.72м, расстояние для настройки должно быть 6.04м.

 

Теперь можно смотреть показания динамометра: оно должно быть гдето между 31-33кг и 37кг. Среднее значение 35 кг будет хорошей исходной точкой для тонкой настройки. Если Вы наклоните мачту вперед, то показания динамометра увеличатся, если Вы наклоните мачту назад, то показания уменьшатся. На лодках Devoti один полный оборот внизу обычно дает изменение на 2кг.

Немного сложно??

 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

04 января
Ларионов Егор

05 января
Маханек Ян