Юрий Ларин: Из прошлого – в будущее
Класс «Финн» - один из самых долгоживущих в Олимпийской парусной программе. Начав свою историю в 1952 году, продолжает оставаться в программе Игр уже более шестидесяти лет, совершенствуясь и изменяясь вместе со временем. Сегодня это далеко не тот же самый «Финн», предложенный Рихардом Сарби в 1949 году.
Обращаясь к истории класса времен СССР отметим, что он, как никакой другой класс яхт, прошел сложный путь, динамично развиваясь и радуя многочисленных поклонников возможностями общения и успехами. «Финн» был массовой лодкой, количество которых, изготовленных только верфями страны было более двух тысяч единиц, плюс массовые поставки из ГДР и Польши, десятки закупленных у лучших мировых производителей для ведущих спортсменов: Эльветрем, Лановер, Раудашль, Вангаурд и других. У меня уже в начале шестидесятых годов была лодка под регистровым номером 1189. Регаты, которых было не мало в те времена, собирали до сотни и более участников. Большинство будущих лидеров сборной команды СССР в других классах проходили серьезную парусную подготовку именно в «Финне» (В. Манкин, А. Балашов, Б. Будников, В. Потапов, А. Чучелов, В. Соловьев, Б. Захаров, С. Пичугин, Г. Биганишвили и другие).
Сама же олимпийская история класса «Финн» в СССР была длительное время успешной. Первое серебро на Олимпиаде 1960 г. – А. Чучелов (Эстония), золото 1968 г. – В. Манкин (Украина), бронза 1972 г. – В. Потапов (Россия), две медали – серебро и бронза 1976 и 1980 г.г. – А. Балашов (Россия).
Все это было, но вот уже более тридцати лет мы остаемся без олимпийского блеска. Редкие успехи (победа юниора Аркадия Кистанова на Чемпионате Мира, да Эдуарда Скорнякова на Чемпионате Европы) как исключения лишь подчеркивают само правило – утратили былые позиции. К слову, в последние годы можно отметить неплохой рост результативности у старшего поколения «финнистов», но об этом немного позже. Какой вывод из этого исторического обзора? Было, могли, получалось, хотя конкуренция в те времена и внутри страны и за рубежом была повыше нынешней. Значит что-то не так в нашем новом доме, где работают на высокий результат.
Для того, чтобы добиться прогресса в любом деле необходимо, как минимум: хотеть, знать и уметь. Касаемо первого, желания достичь хорошего результата, т.е. мотивация, достаточно выражена и у спортсменов, и у тренеров и, надеюсь, у большинства чиновников при этом деле.
С пониманием, как это сделать – сложнее. Поскольку тренировочный процесс – это прежде всего и творчество, но подходы могут (и на самом деле так) быть разные. Важен же результат – высокий – которого пока нет. Отсюда вывод, что один из компонентов, которого не хватает, это недостаток профессиональных компетенций. Откуда им взяться? Да начать надо из изучения того, что было сделано более успешными предшественниками. Слегка перефразируя известный из недавнего коммунистического прошлого постулат скажем так, что специалистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всем тем, что уже сделало человечество (до тебя) в этой профессии.
Не претендуя на полноту изложения вопроса, постараюсь отразить основные моменты, на мой взгляд позволившие советским яхтсменам подняться наверх, оставаясь многие годы одной из ведущих мировых парусных держав. Это взгляд как бы изнутри процесса, поскольку долгие годы я в нем принимал непосредственное участие и как спортсмен, и как тренер, и как научный работник, и как организатор спорта.
Две первые олимпийские регаты для нашей страны (1952 и 1956 г.г.) были крайне неудачными, что вполне естественно для новичков этого дела, живших в закрытой стране. Иностранные специалисты предрекали нам многие десятки лет для преодоления отставания.
Но нашлись наши люди, которые смогли быстро разобраться в причинах неудач и так построить подготовку в следующий четырехлетний цикл, что уже в Неаполе (1960 г.) сборная яхтсменов СССР стала 2-ой в неофициальном (официальный подсчет на Олимпийских играх не ведется) командном зачете, завоевав при этом золото в классе «Звездный» (Т. Пинегин и Ф. Шутков), серебро в «Финне» и 6-е место в «Летучем голландце». И это из 5-ти (!) участвующих тогда в программе Игр классов. То есть, можно говорить не о случайном процессе, а о безусловной закономерности. Как же удалось этого достичь? Простым методическим приемом – резким увеличением объемов специальной работы на воде.
Дело в том, что в те годы Олимпийские игры согласно её Хартии были играми любителей, т.е. каждый, кто участвовал в Олимпиаде должен был иметь другую, не спортивную профессию. В частности, парусным спортом он должен был заниматься в свободное от основной работы время.
В нашей стране с начала олимпийской лихорадки было сразу принято решение (закрытое) о профессиональной подготовке ведущих спортсменов. Поэтому не представляло большого труда резко увеличить объемы ежедневной тренировочной работы, что и дало быстрый результат. Больше работаем – лучше выступаем.
Зарубежные специалисты разобрались с причинами такого резкого скачка в мастерстве советских гонщиков, а поскольку конкуренция того времени между доминирующими в мире политическими системами все более проникала в том числе и в область спорта, то и буржуи стали переходить на полностью профессиональную подготовку спортсменов, быстро ликвидировав наше преимущество. Это сказалось уже на следующей (1964 г.) Олимпиаде, где мы опять остались без медалей. Отмечу, что авторство идеи увеличения объемов тренировочной работы, которые измеряли в часах, проведенных на воде, пройденных милях, количестве стартов и участия в регатах связывают с именем тогдашнего Главного тренера сборной Ивана Петровича Лаврова, долгие годы успешно трудившегося на ниве парусного спорта страны.
Не очень успешной была и следующая Олимпиада 1968 г. в Акапулько. Правда, была золотая медаль в классе «Финн» Валентина Манкина, но её можно отнести на счет огромного таланта и фанатичной работоспособности спортсмена. Остальные классы даже не попали в первую половину участников.
Очередной раз проанализировав причины неудач, наметили меры для повышения успешности нашего парусного спорта. Была поставлена задача существенного увеличения массовости парусного спорта, создания здоровой спортивной конкуренции за место в составе сборной команды, внедрения в практику подготовки новых, более прогрессивных методических технологий, привлечения неординарных, толковых специалистов в управление командой. Молодежную команду возглавил Ю.В. Пильчин, мастер спорта СССР, пришедший работать в спорт из космической отрасли. Скоро он становится Главным тренером сборной СССР. В Таганроге, в местном радиотехническом институте силами энтузиастов парусного спорта была создана специализированная лаборатория спортивной электроники, основной задачей которой стал поиск новых идей в подготовке яхтсменов.
Здесь впервые в истории мирового парусного спорта была исследована структура двигательной деятельности яхтсмена-гонщика, определена ее энергетическая характеристика, выявлены ведущие двигательные качества яхтсменов разного амплуа, разработаны методы их эффективного развития. Были проведены исследования природы основных чувственных образов, специфичных для деятельности яхтсмена («чувства» руля, крена, скорости, времени), определены пути совершенствования, разработаны валидные тесты для оперативного контроля уровня готовности спортсменов, изготовлены уникальные тренажерные устройства, средства инструментального контроля за состоянием материальной части судна.
В организационном плане была выстроена эффективная централизованная система круглогодичной подготовки яхтсменов высшей квалификации на четырехлетний олимпийский цикл с выходом на пик формы к Олимпийским играм, разработаны подробные индивидуальные годовые планы подготовки членов сборной команды страны.
Все было сделано в сжатые сроки, удачно вписалось в практику подготовки ведущих яхтсменов, синхронизировано с работой на местах.
Апробированные эффективные новации быстро внедрялись в подготовку яхтсменов всех уровней. Стали регулярными обучающие семинары для тренеров-практиков, ежегодно проводились научно-практические конференции, где делились опытом ведущие тренеры страны, научные работники, специалисты других видов спорта, помогая разобраться с тонкостями спортивной подготовки, психологии, физиологии, педагогики. Результаты регулярно публиковались в различных спортивных изданиях, методических разработках и были общедоступны.
Увеличилось количество дипломированных специалистов парусного спорта. Все это и стало базой, позволившей поднять результаты яхтсменов 70-х годов, выведя их на самые высокие мировые рейтинги.
Конечно, все не было так просто и не сразу удалось перевести подготовку на новый научно-обоснованный путь. Однако, постепенно приходило понимание, что это правильное направление, а когда идеи овладевают массами – создается непобедимая сила.
Очень многое из передового в команде исходило от класса «Финн». Пару фактов. За два года до Олимпиады 1980 г. мне предложили возглавить подготовку «финнистов» в должности старшего тренера класса. В это время по ряду причин результаты в классе на международной арене упали. Начав с организационных вопросов, удалось создать небольшой коллектив единомышленников как тренеров, так и спортсменов, с которыми и начали подготовку. В частности определили, что неуспехи во многом определяются не эффективной по отношению к конкурентам техникой прохождения полных курсов. В то время, при подготовке к Олимпиаде многие зарубежные спортсмены из класса «Лазер», который ещё не был олимпийским, перешли в «Финн» и принесли оттуда новую технику управления лодкой на полном курсе – с перекрениванием на наветренный борт, чем разгружали перо руля, этот основной тормоз яхты.
Для того, чтобы подсмотреть, как это делается у буржуев, приобрели видеокамеру. В то время такое было невиданным явлением, да и сама возможность работать с катера «в живую», когда только батарея питания весила 20 кг, плюс тяжелая камера, было очень не просто. Преодолев все трудности, записали, затем разложили на элементы движения спортсмена и сами быстро все освоили.
Второй эпизод. Парус в то время относился к не нагрузочным видам спорта, что-то вроде отдыха на воде. Отсюда и соответствующие нормы питания яхтсменов и планирование тренировочного процесса шло от базы как малоэнергетического вида спорта. Нами была поставлена задача изменить этот стереотип, для чего в нашей лаборатории был разработан и изготовлен уникальный исследовательский комплекс для измерения частоты сердечных сокращений и контроля газоанализа при работе яхтсмена непосредственно на яхте. Регистрация велась находясь на расстоянии от спортсмена до 2-х километров. Такой аппаратуры для измерения в области спорта в начале 70-х годов еще не было. Померили, проанализировали и сделали правильные выводы. Все было впервые. С подобными работами в печати я начал сталкиваться лет через 20. Отмечу терпение исследуемых спортсменов. Не все понимали зачем эти эксперименты на людях, но время и результаты в конце концов убедили. Чтобы получать информацию во время гонки, необходимо было закрепить на гонщиках специальную измерительную аппаратуру, в определенной степени им мешавшую, на что реагировали по-разному, не всегда положительно. Проще всего относился к неудобствам Андрей Балашов, несмотря на его сложный характер. На нем, как на лидере, отрабатывали первые испытания, а затем шли в массы. Чтобы надежно снимать электрические биопотенциалы с тела, нужно было удалить в местах закрепления электродов с кожи слой эпидермиса, для чего использовалась элементарная наждачная бумага. Операция малоприятная, а следы на теле оставались надолго, поскольку раны заживали не сразу. Да еще прибавлялись проблемы морального характера. Андрей рассказывал, что по приезду домой жена вела допрос с пристрастием: откуда мол, такие чувственные следы на теле после сборов в Сочи?
Проделанная работа прошла не зря. Получив картину энергозатрат у яхтсменов в разных погодных условиях, мы смогли обосновать и существенно увеличить интенсивность тренировочной работы. В частности, были тренировки, в которых спортсмены отрабатывая технику поворотов, выполняли сотнями оверштаги и фордевинды, что разгоняло их пульс до 190 и более ударов в минуту даже в средний ветер. Разговоры, что парус – прогулка под парусами, модная у чиновников от спорта, поутихли, а нам удалось с целью компенсации энергозатрат существенно поднять нормативы питания для яхтсменов.
Используя электромиографию (измерение электрической активности мышц)удалось определить основные мышечные группы, задействованные при откренивании лодки, а затем предложить методические приемы для их быстрого развития. Только эта работа в команде позволила за короткий период увеличить силовую выносливость спортсменов в 1,5-2 раза, а значит и эффективность откренивания.
В вопросах организации подготовки перешли на круглогодичную централизованную подготовку, занимавшую до 250 дней в году, используя в зимнее время теплые регионы, в частности Кубу. Существенную поддержку оказало создание учебно-тренировочного центра в г. Сочи. Кстати, спортсмены и тренеры активно участвовали в его строительстве, регулярно организовывая на стройке субботники. Ведь до открытия этого Центра зимой все спортсмены базировались практически на улице, на Морском вокзале Сочи под открытым небом и в дождь и в снег.
Проделанная работа позволила советским яхтсменам за короткий период буквально ворваться в мировую парусную элиту. Так, в командном зачете на Олимпиаде 1976 г. в Кингстоне (Канада) мы стали вторыми, а на следующей Олимпиаде в г. Таллине – первыми. Было много славных результатов на Чемпионатах Европы, Мира, ведущих мировых регат.
В 1984 году по политическим причинам Олимпийские игры для нас не состоялись. В это время произошла и смена руководства сборной команды и, как показало время, не самое удачное. Результаты на Олимпиадах 1988 и 1992 г.г. были признаны как не удовлетворительные.
Возглавив сборную новой России в 1992 году, мне удалось в некоторой степени вернуться на старые рельсы. Наиболее успешными были 1995-1998 годы, когда появились чемпионы Мира, Европы, олимпийские призеры. К сожалению, в «лихие девяностые» существенно сказывалось очень слабое, а порой и полное отсутствие государственного финансирования подготовки.
К чему этот экскурс в прошлое? Чтобы понять, что же необходимо делать для победы сегодня. Ведь утерянная преемственность привела к низкому профессионализму сегодняшних специалистов, уже столько лет безуспешно борющихся с мировой парусной элитой.
Один показательный пример, как хорошие идеи из прошлого срабатывают сегодня. В России класс «Финн» в последние годы развивается наиболее динамично и количественно и качественно. Как отмечал в начале статьи, особенно прогрессирует ветеранское движение. Здесь сложилась новая ситуация, поскольку сюда пришли не молодые, но вполне самодостаточные люди, которые смогли добиться определенных успехов в жизни и свой досуг посвящают парусному спорту. Они не получают государственной (финансовой) поддержки, сами закупают материальную часть, организуют свою подготовку, участвуют в многочисленных регатах. И довольно успешно, хотя сюда, после окончания профессиональной карьеры переходят уже в ранге любителей многие бывшие мировые лидеры. Ветеранские регаты собирают просто невероятное (для профессионального спорта) количество участников. Чемпионат мира 2013 г. в г. Ля Рошеле (Франция) собрал 303 участника, а Чемпионат 2014 г. в г. Сопоте (Польша) чуть меньше – 240 экипажей. Чемпионаты Европы не такие массовые, но так же привлекают многих известных в прошлом «финнистов».
И вот в этих состязаниях все более уверенно заявляют о себе россияне, добиваясь отличных результатов. Откуда это, ведь сегодняшние «старички» ранее на международном уровне не светились.
Постараюсь объяснить этот феномен на примере таганрогской группы спортсменов. Местные энтузиасты, в основном предприниматели, объединились, закупили хорошую материальную часть и ежедневно – да – ежедневно с ранней весны до поздней осени в любую погоду тренеруются на воде.
Такого энтузиазма я не видел у профессиональных спортсменов, работающих за зарплату на всем государственном, ну, возможно за редчайшим исключением. Так, Валентин Малкин работал в команде практически в разы больше других, тренируясь даже в ночное время.
Так вот, таганрожцы уже два года в мировых лидерах! И. Фролов был первым на Чемпионате Европы 2013 г., А. Марчевский – третий, а на Чемпионате Мира 2014 г. они вошли в первую десятку, И. Фролов стал четвертым.
Откуда такая прыть? Да просто можно объяснить, ведь тот объем работы, который они выполняют сейчас значительно больше, чем у других. Вот и результат соответствующий. Кто больше работает, тот дальше идет. Сравните, ведь это такой же эффект, как и в конце 50-х годов у сборной СССР, когда она смогла, увеличив объемы работы, подняться в результативности.
Конечно же не исключаются и другие факторы, но системно это основной критерий. Однако, как известно из истории, такой ресурс быстро нивелируется. Поэтому, необходимо искать новые, инновационные подходы повышения качества тренировочной работы, пытаясь анализировать все новое, что происходит в мире паруса и спорта в целом, беря лучшее на вооружение, естественно, добавляя к этому частицу своего таланта. Прокомментирую этот тезис на одном свежем примере. Просматривая результаты Чемпионата Европы 2011 года в классе «Финн», проходившем в Хельсинки, обратил внимание на интересный график приходов участников регаты от гонки к гонке (рис.1): внизу показана динамика результатов лидеров регаты, вверху – аналогичная картина российских участников. Обратите внимание, какая стабильность у лидеров. Они практически не проваливаются и к концу регаты так же на высоте.
А наши? Все трое от гонки к гонке ухудшают свое положение, упав на финише в целом почти в 1,5 раза.
Простая статистика. Но что в ней должен увидеть специалист? Да то, что уровень выносливости, а только этим можно объяснить такую тенденцию, у наших не достаточен. Причем, выносливость либо психологического характера, либо физического, но это должен объяснить тот, кто был рядом с ними.
Таким образом, простой анализ картинки может дать информацию, где была допущена недоработка и над чем в ближайшее время надо трудиться.
Современная система спортивной подготовки требует четкой организации каждой тренировки, направленной конкретно на развитие и совершенствование того или иного качества спортсмена, элемента управления яхтой, синхронизации взаимодействия в экипаже с целью повышения скорости лодки. Основным поставщиком новых идей, движителем всего процесса должна стать комплексная научная группа сборной команды так как она и была задумана изначально. Так получалось ранее и несомненно получится и теперь.
И в заключение, небольшой эпизод из истории завоевания олимпийской медали 1980 г. в классе «Финн».
Парусная регата XXII Олимпийских игр проходила в июле 1980 года в Таллине. Это была первая Олимпиада на территории СССР.
Подготовка к стартам велась очень напряженно и интенсивно. К сожалению, ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., как тогда писали ”для выполнения интернационального долга” существенно осложнил международную обстановку. Западные страны объявили бойкот Советскому Союзу, в том числе и в сфере спортивных отношений. Многие страны, включая США, отказались от участия в этих Олимпийских играх.
До последнего дня была надежда, что бойкот будет вот-вот снят. В ожидании этого события многие яхтсмены из разных стран находились в сотне километрах от Таллина, в городе Хельсинки, с надеждой ожидая разрешения конфликта, но так и не дождались.
В Таллине, в устье реки Пирита был построен великолепный парусный центр, где и проходили парусные баталии среди тех. кто решился не игнорировать эту Олимпиаду.
В сезоне 1977 года результаты наших «финнистов» резко пошли вниз. Стал не выездным из-за конфликта с сотрудником госбезопасности лидер класса А.Балашов, расклеились дела у молодежи.
В 1978 году должность старшего тренера класса «Финн» достаточно неожиданно предложили мне. Отказываться не стал. Этап становления в классе шел трудно. Проблемой была низкая дисциплина спортсменов, не желание тренироваться с полной отдачей. Результаты оставались низкими. На Чемпионате Европы с трудом попали в третий десяток участников, на мировом первенстве – ещё дальше. Вынужден был кое-кого просто отчислить, заменив на менее известных, но более молодых и честолюбивых. Выделялся среди новичков Сергей Хорецкий из Белоруссии, хороший атлет, без вредных привычек, что в те времена в парусном спорте было достаточно редким явлением, готовый работать до изнеможения. Он стал хорошим раздражителем для других, причем прогрессировал на глазах, став уже в этом же году Чемпионом Европы среди молодежи.
В преддверии Олимпиады зимой 1980 года наконец-то удалось добиться под личную ответственность снятия клейма не выездного с А.Балашова и он сразу же органично вписался в конкурентную борьбу за место в олимпийском составе.
Решающим был отбор на открытом Чемпионате Европы в Хельсинки в мае месяце, который с небольшим преимуществом выиграл Андрей, заняв третье место. Сергей стал пятым. Это и решило вопрос о том, кто должен представлять страну на главной регате.
Как уже говорил, из-за бойкота Олимпиады многие известные яхтсмены не смогли принять участие в регате. Почти во всех классах было небольшое количество участников, однако в классе ”Финн” их было больше всего и почти все сильнейшие на тот момент спортсмены приехали в Таллин. Среди них Чемпион предыдущей Олимпиады Йохан Шуман (ГДР), чемпион мира Хосе Доресте (Испания), чемпион Европы швед Кент Карлсон, бразилец Бикарк (4-ое место на предыдущей Олимпиаде) и ряд других известных “финнисов”.
Начало регаты для нашего спортсмена складывалось очень неудачно. Проделанная предварительно огромная работа по изучению акватории Таллиннского залива, моделирование в тренировочном процессе различных погодных изменений, казалось бы, не оставило метео загадок. Однако, как нередко бывает в жизни, мощный антициклон, накрывший к началу регаты район гонок привел, вопреки ожидаемым, к неустойчивым и слабым ветрам. К тому же, общая обстановка в команде была чрезмерно перегрета накачками всякого рода начальниками. Это ещё раз подтвердило, что выступать в домашних условиях оказывается не проще, как кажется на первый взгляд. Об этом, кстати, предупреждал перед Олимпиадой ветеран сборной, тренер В. Манкина Константин Мельгунов.
Предолимпийская парусная регата 1977 г. г. Таллин. Разбор гонки. Слева направо:А. Балашов, Ю. Пильчин, Ю. Ларин (кадр из фильма «тайны белого треугольника»)Центрнаучфильм).
Первые две гонки Андрей просто провалил, затем все же смог подправить положение в турнирной таблице и к заключительной, седьмой гонке он занимал шестое место. В зависимости от прихода в этой гонке конечный результат мог быть любым в пределах первой десятки. Готовясь к этому решающему сражению, мы обсудили стратегию ведения борьбы при различных вариантах складывающейся ситуации, определяемой действиями ближайших конкурентов по турнирной таблице.
Такое предварительное моделирование заключительной гонки в конечном итоге позволило нашему спортсмену, оказавшемуся в исключительно сложном положении из-за взятого фальстарта, что вынудило его возвращаться на стартовую линию для повторного старта, принять единственно правильное решение. Значительно отставая от всего флота, он обдуманно рискнув, ушел от основной группы на другой галс в казалось бы явно проигрышную сторону дистанции и … выиграл.
Как нередко бывает в парусном спорте, ветер зашел в его сторону и на знаке он был первым с солидным отрывом от всего флота. Ну, а дальше, как говорится, дело техники. Работу по удержанию первой позиции он провел блестяще и закончил эту гонку раньше всех, став в общем зачете призером Олимпиады. Теперь уже двукратным. Кстати, А.Балашов до сих пор остается единственным российским яхтсменом, имеющим две олимпийские медали.
Двукратный призер Олимпийских игр (1976 и 1980 г.г.) в Кингстоне (Канада) и Таллине (Эстония) А Балашов.
Надпись, посвященная автору, сделана сразу после победной седьмой гонки в Таллине, 29.07.1980 г.
А задание нам на эту олимпиаду в классе ”Финн” было занять место не ниже пятого, причем обязательно быть впереди спортсмена из ГДР – основных соперников сборной СССР в неофициальном командном зачете. Сборную ГДР представлял один из сильнейших яхтсменов планеты всех времен Йохан Шуман, олимпийский чемпион предыдущей Олимпиады, который занял всего лишь пятое место.
Теперь расскажу, как эта гонка воспринималась со стороны. К Олимпиаде в стране было приковано огромное внимание. Буквально вся страна следила за ходом соревнований. Большое количество высокопоставленных чиновников также хотели прикоснуться к этому празднику жизни.
Для просмотра заключительной гонки из Москвы прилетел сам Главком Военно-Морского флота СССР. На своем адмиральском катере он вышел в море, чтобы вблизи смотреть все перепитии борьбы за медали. Поскольку Андрей был военнослужащим, то к нему и было приковано внимание большого начальства.
Как мне рассказывал свидетель этого события, находившийся на этом же катере и дававший комментарии по ходу гонки, адмирал внимательно следил за ходом борьбы. Перед стартом ему докладывают, что страну представляет старший лейтенант Дальневосточного флота Андрей Балашов.
Андрей берет неудачный старт, возвращается обратно и идет последним.
Адмирал: - Какое говорите у него воинское звание?
Ответ: - Старший лейтенант, товарищ главнокомандующий.
Адмирал: - Нет, он уже лейтенант.
Проходит минут сорок, Андрей первым огибает верхнюю марку.
Адмирал: - Какое говорите у него звание?
Ответ: - Лейтенант, товарищ главнокомандующий.
Адмирал: - Нет, он уже старший лейтенант.
На финише Андрей первым пересекает линию и становится призером Игр.
Адмирал: - Какое говорите у него звание?
Ответ: - Старший лейтенант, товарищ главнокомандующий.
Адмирал: - Нет, он уже капитан-лейтенант Балашов.
Так Андрей досрочно получил следующее звание. С чем и уехал служить на Дальний Восток. Вот так судьба играет человеком.
А мне Андрей сразу после финиша победной гонки оставил свой автограф: “Другу! Тренеру! Со словами благодарности. Две медали на гора. Спасибо. SR-2 А.Балашов”. Это была оценка спортсменом сделанного вместе. Для меня это очень дорого, поскольку далеко не все из тех, кто шел рядом, говорит тебе на финише слова благодарности.
Ю. Ларин