ОБЫКНОВЕННАЯ ФАМИЛИЯ
Поселок Покровское, расположенный в Подмосковье на берегу Клязьминского водохранилища, все парусники между собой любовно называют «олимпийской деревней». В самом деле, этот небольшой населенный пункт, где проживает всего двенадцать семей, воспитал шесть выдающихся спортсменов, которые в разное время представляли сборную СССР на олимпийских регатах и других крупнейших международных состязаниях. Отсюда вышел Константин Мельгунов, ныне являющийся одним из ведущих тренеров страны, здесь выросли известные наши гонщики, неоднократные чемпионы страны Владимир Леонтьев, Борис Будников... Но даже среди них своей необыкновенной судьбой, своими взлетами и достижениями выделяется семья Потаповых.
Глава ее, Яков Васильевич, сам в далекие довоенные годы не раз гонялся на первенстве Москвы, удивлял своей отвагой, тонким чутьем на ветер, изумительным умением угадывать «движение воды».
- У него талант,- говорили про Якова Васильевича товарищи по спорту. - Он многого добьется.
Кто знает, может, и впрямь сбылись бы эти предсказания, но грянула война и горячим тревожным летом сорок первого ушел Яков Васильевич на фронт. Вернулся он в сорок третьем - без ноги.
- Как будем жить дальше? - спросил у жены своей Марии Григорьевны, прижимавшей к груди двух сыновей - шестилетнего Володю и четырехлетнего Валентина.
- Зачем гадать? - ответила она.- Вон под горой родной яхт-клуб. Он нас в обиду не даст.
Мария Григорьевна работала там уборщицей, а Яков Григорьевич устроился вскоре здесь же заведующим складом. Так его должность именовалась официально. Но никто не называл Потапова-старшего иначе как «боцман». С уважением, с достоинством. Потому что не было такого дела, которого бы не знал и не выполнял Яков Васильевич.
Влюбленные в свое дело, Потаповы с раннего утра и до глубоких сумерек пребывали в яхт-клубе. И возле них были их дети. Для них дощатый пирс, многочисленные эллинги, причалы были в самом прямом смысле слова вторым домом. Мальчишки здесь резвились, играли в свои детские игры, а часто, устроившись поудобней в какой-нибудь яхте, сладко засыпали под мерное поскрипывание якорных цепей.
Ребят привлекал этот один из самых романтичных видов спорта, в котором человек один на один или вместе с друзьями выходил на поединок со стихией. Мальчишки бредили белокрылыми яхтами, стремительно разрезающими безбрежную синь, которыми управляли мужественные, смелые люди. Они верили в свою мечту, в победу, в гриновскую шхуну с алыми парусами, которая в один прекрасный день придет к ним в бухту.
Поэтому нет ничего удивительного, что едва ли не раньше, чем в школу, попали маленькие Потаповы в детскую школу яхт-клуба «Труд». И в этом было их счастье, потому что их тренером здесь была Екатерина Ивановна Сахарова.
Вот написал ее имя и - не могу остановиться. Во всей истории советского парусного спорта едва ли найдется фигура более яркая, более колоритная, чем она. Одни ее звания говорят о многом: пятикратная чемпионка Советского Союза, восемнадцатикратная чемпионка Москвы, многократный победитель и призер многих крупнейших состязаний. И главное - теперь уже почти сорокалетний стаж педагогической работы.
В сорок седьмом ей под начало попал Володя Потапов, которому едва исполнилось десять лет. А в пятьдесят седьмом он стал первым в своей семье мастером спорта. Теперь их здесь четверо: Владимир, Валентин, Александр и Виктор. А у сестренки Татьяны - первый разряд. Уже одного этого, вероятно, вполне достаточно для того, чтобы восхищаться этими людьми, Но спортивная судьба Виктора и Александра далеко вышла за пределы не только их села - за пределы страны, и я хочу рассказать о них особо.
Виктор в семье самый меньшой из братьев, ему в прошлом году исполнилось тридцать. Двадцать два из них он занимается парусным спортом. Привел его к Сахаровой Владимир.
- Братишка ничего,- сказал он тогда.- Только иногда проказничает...
- Это хорошо,- отрезала Екатерина Ивановна.- Я тихонь не люблю.
Это была правда. Естественная жизнерадостность, выражаемая иногда юными, как кажется взрослым, чересчур шумно, здесь никогда не подавлялась. В детско-юношеской спортивной школе «Труд» был создан дружный коллектив, прочно сцементированный общей любовью к парусному спорту. В нем, пожалуй, наиболее увлеченной была сама Екатерина Ивановна. Это был коллектив, где каждый мог самостоятельно думать и решать вопросы как за себя, так и за всех. Где тренер был не просто распорядителем, а мудрым наставником и добрым советчиком.
А главное - женщина эта органически не переносила и не переносит лодырей.
По собственному опыту она знала, спортивные достижения приходят, прежде всего, как результат большого, напряженного труда. А в парусном спорте в особенно, потому что в хорошей спортивно должен быть не только ты сам, но и яхта на которой идешь в море. Иначе не получится.
Трудно даже представить себе занятие очистки корпуса яхты от краски или его циклевку. Но она приучила ребят видеть романтику этой работе. Приучила не чураться, не бояться препятствий. Ведь настоящий яхтсмен должен быть мастером настройки, ему много времени приходи уделять подготовке судна, ремонту, и другим «земным» работам.
- Заниматься у Екатерины Ивановны было очень интересно,- вспоминает Виктор Потапов.- Мы всегда с сожалением заканчивали тренировку и с нетерпением ждали следующей. Если бы было можно мы, наверное, занимались с раннего утра до поздней ночи.
Вот эта горячая, искренняя, чистая любовь к спорту, воспитанная в детском возрасте тренером и старшими братьями, осталась в Викторе на всю жизнь, стала фундаментом на котором вырастало здание его спортивных успехов.
А они росли необычайно быстро: в пятнадцать лет он стал мастером спс для этого вида уже само по себе своеобразным «рекордом». И тогда произошло в его жизни еще одно важное событие: Виктора приняли в комсомол, в низовой организации яхт-клуба с «Труд». Первой его поздравила Екатерина Ивановна. Похлопала по плечу и сказала: - Ну, Витек, теперь с тебя спрос особый, Вот как нужно понимать твое новое
И он навсегда запомнил ее слова, хотя никогда не говорил об этом. Просто старался все делать хорошо.
В 1963 году автор этих строк был назначен старшим тренером сборной. Мы много думали тогда о том, как создать в республике сильную команду парусников, усиленно искали способную молодежь. В числе первых «новобранцев» оказался Виктор Потапов. Он сразил своей прямотой, честностью. И комсомольцы избрали его тогда комсоргом. А через четыре года он стал комсоргом сборной СССР и сохраняет это заслуженный пост до сих пор.
Член партии, энергичный человек чувствующий спорт и его нужды, он является проводником решений комсомола и спо организаций в команде, воспитывав сменов в духе патриотизма. И это более того - бесспорное доказательство того непререкаемого авторитета, признания, доверия, которыми он пользуется серди товарищей.
Объяснение этому найти нетрудно Виктор хороший, искренний человек прекрасный спортсмен. В любом состоянии вне зависимости от результата, он е внимания - и зрителей, и специалистов, и соперников.
Помню, в 1970 году мы приехали Кильскую регату. Виктор тогда выступал на «Финне», и это был один из первых его в международных состязаниях такого ранга. Новичок. В парусе «пробиться в люди» таким чрезвычайно трудно, В море тогда вышла 191 яхта. И восьмое место среди них, занятое Виктором Потаповым, уже само по себе было большим успехом. Но особое впечатление на всех произвело то, что в двух зачетных гонках из семи он финишировал первым. Это был рекорд, который никому не удалось повторить. И известный западногерманский обозреватель К. Хаппель написал тогда свое известное предупреждение: «Следите за этим русским - он самый вероятный кандидат в олимпийские чемпионы!»
И вот настал памятный 1972 год. Команда советских парусников отправлялась в олимпийский город Киль. Накануне отлета ребята во главе с комсоргом пришли на Красную площадь. Они стояли у Мавзолея, у Кремлевской стены, и каждый про себя давал клятву на верность Отчизне. А потом трое олимпийцев - Володя Леонтьев, Борис Будников и Виктор Потапов - поехали в родное Покровское. Прошлись по поселку, постояли над обрывом, посмотрели на пирс, от которого в первый раз ушли на борьбу со стихией.
29 августа в Кильском яхт-клубе был зажжен олимпийский огонь. Сводный оркестр исполнил музыкальную программу из произведений 42 композиторов, представлявших страны-участницы. В этом необыкновенном попурри прозвучала и мелодия произведения Чайковского. Стоявшие в гавани пароходы дали протяжный гудок, приветствуя 152 белокрылые яхты, которые замерли у причалов. А на следующее утро началась борьба, продолжавшаяся до 8 сентября.
В классе «Финн», как впрочем и во всех остальных, подобрались на редкость сильные спортсмены. Первую гонку выиграл всеобщий фаворит француз Серж Маури. «Ему нет здесь равных»,- поспешили заявить в своих отчетах журналисты. Но уже вторая гонка перевернула все вверх дном. Снова дул слабый ветер, так хорошо знакомый всем яхтсменам. Многие предсказывали, что в этих условиях лучше всех, кроме Маури, выступят экипажи Швеции, Дании, Великобритании, ФРГ. Но этот прогноз опроверг советский яхтсмен. На своем «Финне» Виктор Потапов сумел хорошо разобраться в труднейшей ситуации. Его яхта поначалу шла во втором десятке судов. Но с каждым новым заходом ветра Потапов менял курс и в итоге обошел всех соперников.
«У этого русского блестящий нюх, он угадывает ветер, когда его еще нет и в помине»,- написала о нашем чемпионе шведская «Свенска дагбладет».
Дни большого чемпионата сливаются в непрерывную цепь ребусов, Еще до начала гонки надо угадать, какой парус потребуется сегодня, с какой стороны подойти к стартовому створу, видеть своих «противников», продумать все возможные варианты тактики. И каждая секунда-на счету.
Захватив по сумме двух гонок лидерство, Виктор не уступал его никому до пятой гонки включительно. Его уже называли олимпийским чемпионом, о нем писали местные газеты, оставался один шаг до титула чемпиона Олимпиады. И вдруг-драма шестой гонки: в тот день только три «Финна» закончили дистанцию, уложившись в контрольное время. Было до слез обидно: неудача отбросила его сразу с первого на четвертое место. И все же он сумел собраться, нашел в себе волю, мужество и, удачно пройдя седьмую гонку, завоевал бронзовую медаль. По меркам парусного спорта это был большой успех.
Едва вернулись домой, стало известно, что на следующей Олимпиаде будут представлены яхты нескольких новых классов. Виктору Потапову сказали:
- Надо тебе переходить на «470».
- Раз надо, значит надо,- только и сказал комсорг.
«470» - это швертбот-двойка. Нужен был второй член экипажа. И Виктор не задумываясь предлагает присоединиться своему брату Александру. На семейном совете это решение было единодушно утверждено.
Затем все внимание Виктор сосредоточил на учебе. В тот же самый 1972 год он с отличием заочно окончил институт и вместе с олимпийским дипломом получил диплом о высшем образовании. Теперь в семье два инженера-конструктора, Владимир и Виктор.
Передышки не было - начались сложные трудовые и спортивные будни. Виктор и Александр не упускали ни одной минуты. Оба они - атлеты необычайно разносторонние. У Виктора первый разряд по футболу и лыжам. Оба члена экипажа «по совместительству» - мастера спорта по буеру. Саша тоже отличный лыжник, футболист, пловец, легкоатлет.
Весь арсенал имеющихся у них средств сосредоточили братья на подготовке. Но главное оставалось в парусе, главное вершилось на воде. Они прошли сквозь горнило ряда крупнейших международных регат, дважды стали чемпионами Советского Союза, готовясь к той главной и решающей битве, что должна была состояться на озере Онтарио. Но стартов в таких состязаниях, как первенство Европы и мира, им явно не хватало.
Олимпийские гонки на шверботах-двойках класса «470», несмотря на то, что проводились впервые, собрали экипажи из 28 стран. В состязаниях подобного ранга решающее значение имеет материальная часть. В распоряжение братьев Потаповых был предоставлен новейший «Вангард». с гротом Улмана, стакселем и спинакером, пошитым фирмой «Норт». В освоении этой замечательной лодки и ее настройке большую помощь олимпийцам оказал их тренер, известный советский гонщик Лев Рва-лов. Однако случилось так, что уже в Кингстоне, на берегу Онтарио, мачту и грот заменили новыми, а следовательно,, осваивать лодку пришлось снова и практически уже в процессе олимпийских гонок.
Как же они сложились, что определило их исход? Думаю, что на все эти вопросы лучше всего может ответить сам Виктор:
- Первые две гонки мы прошли совершенно свободно, не глядя на конкурентов. В результате - два вторых места и положение лидера соревнований. При среднем ветре (а в такую погоду наша лодка шла далеко не блестяще) это было большим успехом. После этого,- продолжает Виктор,- мы стали проявлять повышенный интерес к вероятным конкурентам, забывая порой о главном - следить за ветром. А это делать надо было очень внимательно: ветер над Онтарио был слабый, слишком часто менял направление. Скованность, потеря самостоятельности обошлась слишком дорого: в следующих двух гонках мы имели 15-е и 10-е места, причем в такой ветер, при котором я чувствую себя особенно сильным. В свободный от гонок день мы с братом еще раз тщательно продумали свои действия на дистанции.
- Будем гоняться самостоятельно! - такой приговор вынесли сами себе.
Пересмотр тактики принес желаемые плоды: в пятой и шестой гонках экипаж советской яхты приходил к финишу четвертым и по сумме мест снова вышел на второе место. От лидеров - новозеландцев М. Патерсона и М, Беннера их отделяло теперь всего 0,3 очка. Казалось, золотая медаль совсем рядом, совсем. И это «ощущение главного соперника» вновь подвело наших ребят.
Опасаясь излишней опеки со стороны других гонщиков, Виктор взял старт подальше от основной группы яхт и почти всю гонку был озабочен тем, чтобы не пропустить вперед того, кого считал своим главным соперником за чемпионский титул - новозеландца Патерсона. А тем временем остальные участники попали куда в более выгодное положение относительно ветра.
Первую марку экипаж Потаповых обогнул на два места раньше Патерсона, но к этому моменту впереди него уже было 19 яхт. Когда же Виктор рассмотрел заход ветра и ринулся к нему, обходя одного соперника за другим, было уже в его распоряжении предательски мало времени. Итог - 13-е место в этой гонке, а по сумме результатов одинаковое число очков с австралийцем Я. Брауном. Но у Брауна оказалась чуть меньшая сумма мест (34 против 37 у Потапова), и он получил бронзовую медаль. Советский экипаж занял четвертое место.
- Обидно, конечно, за одну гонку, да притом последнюю, проскочить мимо всех медалей,- говорит мне с понятной грустью Виктор - Видимо, груз ответственности за результат Олимпиады оказался слишком тяжелым для наших плеч. Свое выступление мы оцениваем как неудачное и извлечем из этого урок.
Думаю, что это слишком категорично. Олимпийский чемпион в этом классе Франк Хюбнер в интервью для канадского телевидения сказал:
- Своим основным соперником считал и считаю Виктора Потапова из России. Это выдающийся гонщик, отлично знающий тонкости нашего дела. Его выступление, несмотря на четвертое место, было украшением олимпийских гонок в нашем классе.
Очень тепло, сердечно поблагодарил в Кингстоне комсорга сборной серебряный призер Игр в классе «Финн» Андрей Балашов.
- Виктор один из тех, кому я обязан своим успехом,- искренне заявил он.
Кончились олимпийские баталии, и братья Потаповы волею тренеров вновь перешли в другой класс, на этот раз - «Торнадо». Здесь у нас сейчас подобралась очень сильная компания - Айне Померанец из Таллина, ереванец Яков Кливер, киевлянин Андрей Кривошей, земляк Потаповых Владимир Липунов, минчанин Георгий Кравцов. Но пока на внутренних турнирах Потаповы никому не уступили первенства. Они еще полны сил, полны творческого порыва, полны желания прославить свою страну и привезти в свою морскую семью олимпийскую медаль высшей пробы.
И. КЛИМЧИНСКИЙ, заслуженный тренер РСФСР