Непризнанное чемпионство: История 50 летней давности, о не признанном чемпионстве Манкина на первенстве Европы 1965 г. (Виктор Козлов)
Прошло пять лет с того времени, когда Валентин Михайлович Данилов пригласил меня в ассоциацию финнистов, организованную Василием Кравченко. Валентин Данилов предложил мне собственный финн, чтобы я проверил свои способности и потренировался. На одной из тренировок я перевернулся. Вокруг не было ни души. Финн я поставил легко. Трудности появились при попытке забраться на финн. После первой неудачной попытки я решил, что вторая должна быть последней. Успокоился на этой мысли, подождал и сумел поднять правую ногу на палубу, а затем и забраться в лодку. После этого решил принять приглашение. Мне предоставили современную лодку, окружили вниманием и заботой.
Эти события вызвали воспоминания о прошлом, ведь я начинал занятия парусным спортом в 1947 г. в той самой «Зелёной гавани», где теперь находится прекрасная школа ЭШВСМ. В начале 60-х годов в нашей стране начала формироваться система подготовки спортсменов для сборной команды страны. Здесь надо отметить ведущую роль Ивана Петровича Лаврова, который выдвинул «соревновательный» принцип подготовки. В 1967 г. меня включили в сборную команду страны, и я с Валентином Манкиным стал выезжать за границу. В эти годы в поездках нас сопровождали представители команды, в задачу которых входило оберегать нас от «шальных» поступков. Они были прекрасными людьми. Однако иностранных языков никто не знал, и общаться со своими иностранными коллегами-спортсменами мы не могли. Это приводило порой к печальным или смешным результатам. После возвращения с дистанции гонок мы торопливо переодевались и уходили (вернее, нас уводили) из яхтклуба, не зная результатов гонки.
Четыре года назад я просмотрел свои архивы и нашел много интересного. Открыв, например, издание «FINNFARE» (Autumn 1965 – осень 1965 г.) и посмотрев результаты первенства Европы 1965 г., засомневался в правильности подсчёта очков призёров первенства.
В те годы очки за гонку подсчитывались по формуле:
S = 1000·lg | N0 | + 101 |
N |
где N0 – число участников, N – место на финише. Выигрывал тот, у кого сумма очков, набранных за всю серию гонок, оказывалась наибольшей. Очки «зарабатывались» тысячами, и узнать результат можно было практически только после того, как судьи, подсчитав очки, вывешивали результаты на доску объявлений.
Но я, после окончания физфака МГУ, для прикидки результатов применял простой способ: если перемножить места «приходов», то впереди будет тот, у кого это произведение меньше. Действительно, для серии из m гонок формула подсчёта очков выглядит так:
Σ | Sm = 1000 · (m · lgN0 – (lgN1 + lgN2 + … + lgNm) + m · 101 = |
= 1000 · (m · lgN0 – lg (N1 · N2 · … · Nm)) + m · 101 |
Обычно спортсменов интересует разность очков между соперниками. Пусть мы интересуемся гонщиками M. и D. Разность очков за одну гонку у них равна:
SM - SD = 1000·lg | N0 | - 1000·lg | N0 | = 1000·lg | ND |
NM | ND | NM |
Для серии гонок мы суммируем все эти разности и получаем:
Σ | (SM - SD)m = 1000·lg | ND1 · ND2 · ... · NDm |
NM1 · NM2 · ... · NMm |
Из формулы видно, что отношение произведений занятых мест определяет знак разности очков: если он больше 1, то очков больше у гонщика M, если меньше 1, – то у гонщика D.
На первенстве Европы 1965 г. за 1-е и 2-е место боролись советский яхтсмен Валентин Манкин и немецкий яхтсмен Бернд Демель (Bernd Dehmel) . Я заново подсчитал их очки и получил вот что:
Манкин: произведение мест 1152, очков 6317;
Демель: произведение мест 2160, очков 6044.
В протоколе же Бернд Демелю начислили 7044 очка, то есть приписали 1000 очков!!! Другими словами, фактическим чемпионом Европы 1965 г. был Валентин Манкин!