Интервью Бена Эйнсли журналу Seahorse (2011г): Быстрее (на фордевинде), выше (темп тренировок), сильнее (яхтсмен)
в далеком 1996 году 19-летний Эйнсли завоевал олимпийское серебро в Саванне (США), уступив золото Роберту Шайдту. Через четыре года в Сиднее состоялась почти невероятная, культовая дуэль этой пары, итогом которой была победа непоколебимого британца.
Сердитый Эйнсли (фото справа) вернулся в класс «Финн» на регате Sail for Gold в Веймуте (2010) после того, как синдикат TeamOrigin отправил на свалку проект участия в Кубке Америки.
Ему потребовалось всего четыре месяца подготовки, чтобы выиграть первую значительную регату Sail Melburn в декабре 2010 г. - зловещий сигнал для соперников.
Олимпийский девиз для Бена Эйнсли служит постоянным напоминанием о напряженности отбора к Олимпийским Играм. «Гонки в классе «Финн» стали намного атлетичнее за время моего творческого отпуска», - так в Сиднее началось интервью Бена с коллегой-финнистом Blue Robinson.
Seahorse: В ноябре 2010 года я основа увидел тебя в «Финнах» в Перте (Австралия) на международной регате…
Ben Ainslie: Да, вначале у меня был длинный разговор с моим тренером David Howlett. Так получилось, что один из четырех финнистов сборной Англии не смог приехать в Перт в то время, а его лодку привезли в Австралию с Золотого Кубка в Сан-Франциско. Появилась возможность отгоняться на этой лодке. Мы просчитывали, также, варианты доставки «Финна» самолетом. Это оказалось дорого и проблематично.
SH: А что насчет парусов и мачт?
BA: Удалось организовать авиадоставку двух мачт и парусов, родное вооружение всегда приятнее! Лодка оказалась превосходна – на ней ходит Mark Andrews – один из лидеров сборной.
SH: Ветровые условия?
BA: Типовые для Фримантла, ветер с юга 15-25 узлов, на который накладывался бриз с океана. Погодка превосходная, да вот беда, я ведь не ходил на «Финне» с августа, так что спина и ноги гудели прилично.
SH: Но ведь втечение регаты ветровая картина менялась…
BA: Да нет, пару первых дней дуло с юга и довольно прилично, скажем 14-16 узлов, все было ОК. После этого гонки перенесли на более раннее время при ветре сверо-восточных направлений, что усложнило ситуацию. Обычно утром в Перте начинает работать бриз с берега от NNE, к обеду он умирает по мере усиления так называемого «Доктора» - бриза с океана. По мере затихания «Доктора» возможны три варианта: осциллирущий ветер, отход ветра к первоначальному направлению, полное выключение ветра при последующим раздуванием с моря.
SH: Расскажи, как ты вырабатывал тактические решения?
BA: Полагаю, что старты мне удаются весьма прилично. Наверное, сказывается нахоженность в матч-рейсах и опыт управления ТР52. На больших лодках предстартовое маневрирование гораздо больше влияет на результат, чем у швертботов, отсюда более тщательное отношение ко всему процессу.
Итак, старты я брал довольно хорошо – меня больше волновали мои физические кондиции на фоне моих соперников. Да вот посмотрите не только на финнистов – во всех классах растет уровень силовой подготовки. Десять лет назад этого не было в помине, а сейчас все ведущие яхтсмены выглядят серьезно накачанными парнями. Я ведь постоянно ношу теперь регистратор пульса. После первого гоночного дня я был неприятно удивлен его показаниями, когда предъявил прибор тренеру по фитнесу, денек был тяжелый.
SH: Правильно ли я понимаю, что многие из твоих соперников были здорово раздосадованы в этот раз?
BA: В Перте возникла ситуация, когда 80% финнистов получили штрафные очки, поскольку не сделали правильный оклик в сторону судейского судна в момент прохождения у него по корме. Полагаю, что это была довольно пустая придирка. Некоторые здорово переживали, но тут уж ничего не поделаешь и никакие стоны не помогут. Смирись и работай дальше.
SH: Полагаю, что опыт матчевых гонок Луи Вуиттон и ТР52 должен был помогать тебе.
BA: Разумеется. В матч-рейсе надо быть готовым к чему угодно. Вот ты готовишься к серии до трех побед, когда тебе вдруг говорят до двух…до одной. При этом постоянно происходит пересадка с лодки на лодку. Надо примириться с тем, что не все идет по 100-процентно накатанным планам и сохранять самообладание.
SH: Как ты справлялся с австралийской жарой?
BA: Да, в Перте было жарко, на воде, правда, было полегче. Новые правила несения спасжилетов здорово отравили жизнь, теперь их нельзя снимать даже в слабый ветер, а раньше было можно проветриться. Снова надо смириться с этим и не забывать попивать водичку.
SH: Ну и какие твои любимые напитки?
BA: Да самые обычные, беру побольше энергетиков, жаждоутоляющих напитков, все время пью – высокой науки здесь нет.
SH: Расскажи, как прошло твое возвращение в класс «Финн» в Англии осенью 2010 года?
BA: Это было круто. Всю осень были сильные ветра. Вначале я отгонял серию матч-рейсов, потом участвовал в Кубке 1851 на лодках класса АСС в Каусе. Затем я планировал добраться из Кауса до Веймута в субботу вечером и в понедельник начать старты на «Финне». В итоге оказался в глубоком ауте…ну ничего, организм не подвел. В первую тройку я не вошел – был близко к ней в начале тренировочного цикла.
SH: Я правильно понимаю, что первая прикидка в составе сборной выявила твой недостаток физической формы?
BA: Да и я думаю, что это логично. Мне не хватало как общефизической подготовки, так и нахоженности. Регулярные посещения тренажерного зала помогали мне, но никакие упражнения не заменят чувства лодки, особенно технику свободного пампинга. Напоминаю, что теперь порог разрешенного пампинга уменьшен на 2 узла, с 12-и до 10-и узлового ветра. Техника пампинга совершенствуется, планирую работать в этом направлении.
SH: Сколько времени ты проводишь в тренажерном зале?
ВА: Сейчас больше. Во время матч-рейсов и ТР52 времени на фитнес было немного, к тому же я был вынужден худеть. На 2011 год у меня нет планов, кроме класса «Финн».
SH: Кто твой тренер по фитнесу?
ВА: Пит Каннингхэм, наш врач-физиолог, работает в сборной более 20 лет. Фантастический мужик с громадным опытом. Был специалистом в разных видах спорта, в данный момент сфокусировался в парусе. Есть у нас диетолог и пара тренеров по ОФП, которые работают с нами в тренажерном зале, в основном в Великобритании и на сборах. Они контролируют нашу форму и вносят коррективы в программы.
Программа класса «Финн» для меня строится на наращивании мышечной массы – отсюда упражнения с высоким темпом, при этом есть место и аэробике. Раньше на больших лодках я тренировал выносливость, теперь же, при разрешенном пампинге, я сфокусировался на интервальных тренировках, контролируя частоту сердечных сокращений вблизи максимума.
SH: Что скажешь о диете?
ВА: В основном она состоит из чертовой уймы продуктов… В том числе белковые смеси в приличном количестве. Но в общем и целом просто стараюсь есть побольше хорошей, здоровой высокобелковой пищи.
SH: Как к тебя восприняли финнисты?
ВА: Замечательно. Особенно парни из Англии. Там ведь уже присутствовали такие звезды, как Эд Райт и Жиль Скотт. Не могу сказать, что мой приход упростил им жизнь, но ребята отнеслись ко мне великолепно. Я чувствовал себя вполне комфортно, меня здорово вдохновил дух товарищества в команде, безусловно возросший за последние три-четыре года.
SH: Ну ведь и ребята прибавили.
ВА: Меня удивила их атлетичность. Совершенно очевидно, что они плотно поработали. Они реально стали вполне серьезными бойцами.
SH: Какбы ты подвел итоги, прямо скажем, последних сумбурных двенадцати месяцев?
ВА: Досадные, прямо скажу, итоги. В 2010 году я в основном сосредоточился на ТР52, где испытывал взлеты и падения. Как и в любой команде у нас было несколько проблем, которые мы отрабатывали. Мы почувствовали весьма и весьма положительную динамику.
К сожалению, всех здорово огорчило решение отказаться от участия в Кубке. С нами ведь плотно поработал Grant Simmer, поработал как менеджер да и просто во всех отношениях великолепный, колоссально полезный мужик. Плюс к этому во время пауз мы контактировали с Rolf Vrolijk (конструктор) и его ребятами по оптимизации лодки...было крайне полезно, мало кто знает про это. Команда пополнялась новыми парнями, словом, без малейших сомнений, мы были на подъеме.
Решение руководства о роспуске команды было позором для нас.
SH: А вот скажи, что ты чувствовал в гонках на ТР52, когда события развивались не лучшим образом?
ВА: К сожалению, сезон на ТР52 сложился не так, как мы ожидали. Понятно, что непросто освоить новую лодку. Соперники представлялись нам талантами, как на подбор, мы отчетливо понимали, что борьба будет жесткой. Были яркие моменты, совсем немного…я все-таки думаю, мы не достигли нужной степени контроля лодки.
Меня не покидает чувство досады из-за нашего неправильного представления – мы полагали, что лодка изначально не обладает ходкостью. Оказалось, что это неверно. В лодку был заложен потенциал для разгона, который нам не удалось раскрыть за время ходовых испытаний. Я припоминаю, что до первой регаты было всего дней шесть на настройку и тесты. А дальше гонки непрерывной чередой, времени на эксперименты и пробы почти не было. Теперь только понимаю, что мы не выжали потенциально-возможной скорости.
Предлагаю внимательно проследить за ее успехами в предстоящем сезоне с учетом нескольких новых изменений в настройке. (“TeamOrigin”, класс ТР52, прим. ред.).
SH: Возвращаясь к «Финну», здесь, полагаю, все здорово проще…
ВА: В некотором смысле да. Приятно, конечно, что лодку легко вооружить и сбросить на воду, в этом смысле проще. А вот по физической нагрузке «Финн» крайне непрост особенно на полных курсах. Для меня с годами он стал еще сложнее, и это не только возраст сказывается…
Мне ужасно не хватает парней с TeamOrigin. Вот иногда идешь на галсе, размышляя о тактике и стратегии и понимаешь, как не хватает совета от Iain [Percy] или Bart [Andrew Simpson], да и от других ребят. Все приходится делать в одиночку, что тоже неплохо.
В каждой гонке небольших лодок всегда надо планировать несколько возможных сценариев, в то время, как на большой лодке их всего один или два.
SH: Назови целевые параметры твоей общефизической подготовки к концу 2011 года?
ВА: Есть разумные соображения по выходу на оптимальный вес, вполне достижимые, полагаю. Новая техника свободного пампинга требует высокого уровня силовой подготовки (фитнеса).
SH: Кто находился рядом с тобой в Австралии?
ВА: Колоссально помог Сид [David Howlett]. Я ведь до конца 2010 года даже близко не подходил к «Финну» - не было времени. Зато он в это время методично занимался техническими разработками, строил лодки и мачты для меня. Ну, в общем, потрясно помог!
Сейчас в Англии у нас есть новая лодка, начали понемногу тестировать ее. Плюс наш старый боевой «Финн» из Китая, о котором нам досконально все известно. По новым мачтам: продолжаем кооперацию с Christophe Wilke, Швейцария, пытаемся кое-что оптимизировать. По парусу работаем с Juan Guaray [North’s, Аргентина]. Так что мы снова выходим на пик трех главных технических аспектов лодки.
Мой главный спонсор – JP Morgan Asset Management оказал колоссальную поддержку, надеюсь, что и я смогу достойно ответить. Вообще удивительно видеть, как много людей концентрируется вокруг швертбота-одиночки: фитнес, менеджмент, спонсоры…у всех разные задачи.
SH: Ты рад, что вернулся?
ВА: Конечно. Несмотря на весьма трудные поставленные цели, мне в каком-то смысле стало проще действовать, поскольку отчетливо представляю план действий. На данном этапе мое главное слабое место это техника пампинга на гладкой, без волны, воде. Я ведь здорово выдохся после первого гоночного дня в Перте. Дуло прилично, волны не было, соответственно, чем интенсивнее пампинг на полных курсах, тем больше скорость. Я был абсолютно вымотан после этого. Полагаю, что кое-кого это должно беспокоить, меня в первую очередь.
С тех пор энергично работаю в этом направлении, и, понемногу, набираю уверенность…
SH: Спасибо, Бен.