Пятьдесят лет классу Финн

26 февраля 2006

Пятьдесят лет класса Финн

За полвека эта первоклассная лодка одиночного типа оказала неоценимое влияние на парусный мир, став популярным видом клубной яхты, Олимпийской легендой и наставников множества первоклассных спортсменов. Тот самый ялик, который зародился когда-то в фантазии шведского конструктора каноэ, достиг совершеннолетия.

Финн является одним из немногих выживших в мире парусного спорта. Он пережил 13 повторных отборов в качестве Олимпийского класса и 50 лет технических корректировок, начав в 1950 гг. с деревянного корпуса и хлопковых парусов и заканчивая корпусом из стеклопластика, угольной мачтой и парусами из кевлара. За эти годы он столкнулся с критикой в свой адрес из-за трудности управления и дороговизны проведения кампаний, но всегда выходил победителем. И, несмотря на все это, Финн укрепил собственные позиции в качестве многозначительной яхты в мире благодаря своим тактическим и техническим возможностям среди одиночных парусных яхт.

hist1.jpg


И все же Финн – это гораздо больше, чем одни только Олимпийские игры – это еще и вершина, которая вдохновляет многих, но не все ее покоряют, и, тем не менее, все яхтсменами, ходящие на Финне, отождествляются с ней и от нее получают свой опыт. Хождение под парусом на Финне идет рука об руку с развитием силы и выносливости, твердости воли и стремления добиваться чего-то, что на самом деле трудно. Для многих Финн является точнейшим олицетворением Олимпийского духа, несмотря на то в каких соревнованиях на нем плавать, и возможно, в этом и есть та высшая степень привлекательности этой лодки, как ведущего класса на мировой сцене яхтенного спорта, которая расцветала все эти полвека.

Начало
Все началось в 1948 г., когда Финская парусная ассоциация решала, на каком типе яхт лучше выступать в Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Ввиду отсутствия хорошей яхты в Скандинавии, был запущен конкурс конструкторских решений, нацеленный на отбор лодки-одиночки, который можно было бы использовать, прежде всего, для межскандинавских соревнований, но мог бы пригодиться и на Олимпиаде.

Шведский конструктор каноэ, Рихард Сарби, подал для участия в конкурсе свою конструкцию, и хотя сначала ее не отобрали, самого Сарби пригласили принять участие в испытательных гонках, поскольку к тому времени он уже построил прототип. 15 мая 1950 г. Финская парусная ассоциация отобрала одну из яхт в качестве Олимпийского ялика. Та яхта и была яхтой класса Финн, тогда-то и родилась Олимпийская легенда.

Зима 1949-1950 гг.
Простой способ строительства яхты понравился любителям. Зимой 1949-1950 гг. построили двадцать пять Fint. Несмотря на предупреждение о том, что все Олимпийские яхты должны быть одинаковыми.

Все строители требовали рисунок на парус. Чтобы проучить их, я попросил всех прислать свои предложения по рисунку на парус; эти предложения я копировал и рассылал всем строителям. Каждый должен был проголосовать за то изображение, которое ему понравилось более остальных. Поступило 12 предложений, в результате чего голубые волны набрали вдвое больше голосов, чем следующий по популярности эскиз. А разве плохая была идея? Этот рисунок на парус очень 'правильный' для Финна. Его автором был молодой энтузиаст – «Финнатик», - живущий в самом центре Швеции, на большом озере Сильян, где о хождении на яхте-одиночке, наверное, никогда ранее не слыхивали.

15 мая 1950 г., FYA приняла решение о принятии Финта в качестве Олимпийского класса, изменении его имени на «Финн» и использовании голубых волн в качестве парусного знака. Позднее FYA приобрела остававшиеся свободными права на эту конструкцию.

11 октября 1953 г., Скандинавская яхтенная ассоциация (ScYA) избрала Финн в качестве Скандинавского класса, и был учрежден Скандинавский чемпионат. Законное право на конструкцию Финна было передано в руки ScYA.

Первая Олимпиада
Итак, Олимпийский дебют Класса Финн состоялся в Хельсинки в 1952 г, а в течение последующих лет такие имена, как Пол Эльвстрем, Вилли Кувайде, Джон Бертран и Иоханн Шюманн, ворвались в книги рекордов. Эльвстрем выиграл три из своих четырех Олимпийских золотых медалей на Финне (а другая была завоевана на «Файрфлае»), доказав полное преимущество этого класса в 1952, 1956 (Мельбурн) и 1960 гг. (Неаполь). Первая серебряная медаль на Классе Финн досталась Чарльзу Карри из Великобритании, а первая бронза Класса Финн была у его разработчика, Рихарда Сарби.

Появление Международной Ассоциации Класса Финн
После Олимпиады 1952 года интерес к Классу Финн спал, однако класс продолжил существование, благодаря тому, что в 1953 был повторно отобран для Олимпиады в Мельбурне, Австралия, 1956 года. Контроль над организационным управлением Класса Финн был передан в 1955 г. Международному яхтенному союзу (IYRU), после чего, в 1956 г., в Бернэме-на-Крауче был проведен первый в мире Золотой Кубок Класса Финн (Чемпионат мира в классе Финн) – после того как Вернон Страттон убедил Е.Г. Митчелла из Королевского яхтенного клуба Бернэма представить этот класс на Золотом кубке. До этого самого момента основания для организации Международной ассоциации класса Финн не было, поэтому есть все основания полагать, что нынешнее стабильное положение Класса Финн началось именно тогда. Также в 1956 г. Генри Литен организовал первое Годовое Генеральное Собрание (ГГС) этого класса на Европейских чемпионатах, и так зародилась Международная ассоциация класса Финн (IFA). Это событие стало сильной опорой для будущего роста и развития всего класса.

Определение правил
Первые деревянные Финны постепенно уступили дорогу экспериментам со стеклопластиком, после того, как IFA решила разрешить свободное использование материалов в 1961 г. На Золотом кубке того года (который уже стал постоянным мероприятием) призовые места были заняты яхтами из стеклопластика, и многие спортсмены считали тогда, что их деревянные яхты устарели. Однако, на невероятно скоростной яхте из стеклопластика, пришедшей к финишу на том кубке третьей, было обнаружено тайное распределение свинца в корпусе, (что повышало круговую подвижность), когда в следующем году проводились повторные замеры! Именно в те времена место Сари на посту Председателя Технического комитета занял Ричард Криг-Озборн, и ему сразу поручили разобраться с данными проблемами. Тем не менее, деревянные яхты вернулись в 1964 г., когда Хьюберт Родаши выиграл Золотой кубок Класса Финн на самодельной яхте с деревянным корпусом.

После разнообразных попыток контроля распределения веса, при помощи замера веса днища и подъема корпуса на планшир (что ни разу не привело к удовлетворительным результатам), француз по имени Жильбер Ламболи изобрел маятниковый тест. Яхту подвешивали и проводили серию колебаний. Впервые за все время, этот метод дал точные результаты контроля над распределением веса внутри корпуса. После этого появилась возможность снять ограничения с методов строительства и разрешить использование двойного корпуса. Дни «волшебного Класса Финн» прошли. В 1972 г. в классе Финн начали применять метод качания, который и стал с той поры стандартом проверки распределения веса для многих других классов. Здесь, как и во многих других сферах, Класс Финн как обычно стал первопроходцем среди парусных классов.

В 1950-е гг. Эльвстрем постепенно отошел от использования жесткой мачты и сконструировал гибкую оснастку с цельным парусом, который на сильном ветру постепенно становился плоским. Все 60-е годы самой распространенной оснасткой, используемой всеми, фактически была комбинация мачты и парусов Эльвстрема. Однако к 1968 г. Йорг Брудер и Хьюберт Родаши пошли дальше в развитии оснастки, и мачты снова стали более жесткими, а паруса плоскими. Верхушка мачты при этом была очень гибкой по краям, позволяя легкому шкиперу облегчить управление оснасткой. Такая комбинация Брудера/Родаши всецело доминировала в классе до самого начала семидесятых. Однако перемены уже витали в воздухе в 1969 г., когда на Золотом кубке на Бермудах появился Джек Найтс с мачтой из металла. Он был единственным из участников, чья мачта не была деревянной, и в течение следующих нескольких лет деревянная мачта стала сдавать свои позиции в пользу пришедшей ей на замену алюминиевой.

В наше время углеродные мачты проникли практически на все уровни класса Финн, а алюминиевые мачты рассматриваются как устаревшие, в особенности высококлассными яхтсменами. Они по-прежнему применяются в более низких рангах, благодаря их дешевизне и долговечности. Углеродная конструкция, помимо прочего, позволяет создателям полезно использовать полные габариты мачты и создавать мачту с крыльями. Такие мачты имеют обтекаемые носовую и кормовую части, которые, по мнению многих яхтсменов, оставили стандартное круглое сечение далеко позади себя.

В 1978 г. группа яхтсменов из США, ранее ходивших на Лазерах, обратила свои взоры к классу Финн, и началась эра американского превосходства. Тут можно назвать такие имена, как Джон Бертран, Кэм Льюис и Карл Букан, фигурировавшие на многих международных регатах. Все они ходили на яхтах с корпусами, построенными в США на Vanguard, которые оказались лучше любых других, имевшихся в то время яхт. Их преобладание в классе Финн продолжалось до 1980 г., но после бойкота американцами Олимпиады 1980 г. в Таллинне, интерес к Классу Финн в Штатах несколько поблек, и на первый план снова вышли европейцы. Однако же, и теперь европейцы по-прежнему ходят на яхтах с американскими корпусами Vanguard. Этот корпус, вместе с мачтой Needlespar и парусом North, стал обязательным стандартом экипировки для спортсменов вплоть до 1993 г.

hist.jpg

Класс Финн сегодняКласс в наши дни очень отличается от того класса,

каким он был во времена Сарби, создавшего его в 1949 г. Корпус почти в точности тот же Изменились технологии, Современный корпус делают из усовершенствованного стекловолокна с углеродной мачтой и кевларовыми парусами. В 1949 году такое и представить себе не могли. Со времен преобладания Vanguard, появился ряд хорошо продуманных и до мелочей проработанных корпусов, которые низводили его до уровня клубного плавания (Devoti, Lemieux, Pala . . .)

Будущее

Класс Финн оставался в авангарде международного и Олимпийского парусного спорта на протяжении последних лет. Это стало возможным потому, что он дает яхтсменам возможность дойти до самого края своих возможностей; потому что он дает спортсменам возможности технического образования и развития: а также потому, что тысячам людей во всем мире нравиться ходить под парусом на этой замечательной яхте. Именно поэтому ему следует оставаться в авангарде еще пятьдесят лет, а возможно, что и дольше.

Появившийся на свет в результате неблагоприятных начинаний, современный и чистокровный класс чуть было не погиб сразу же. Без содействия, которое получил Сарби для испытания своего прототипа в мае 1950 г., парусный мир мог никогда не узнать ту самую яхту, которая в наши дни является одной из самых распространенных и наиболее влиятельных из всех классов. Прошло более 50 лет и 12 Олимпиад, а класс Финн силен, как никогда прежде. Учитывая 50 лет истории за плечами и постоянно растущее число молодых яхтсменов, желающих узнать, что такое- ходить под парусом на яхте класса Финн. Будущее Класса Финн видится радужным.

На Финнах в наши дни ходят яхтсмены в возрасте от 17 до 60 лет. Наши чемпионаты, как юношеские, так и среди мастеров, не просто одиночные события в мире спорта. И те, и другие представляют собой часть нашего активного парусного флота, который заслуживает отдельного признания . Тем не менее, нашим Чемпионом Олимпиады-1996 стал участник юниорского уровня в возрасте 21 года. Его предшественнику было 36 . Золотой кубок 1996 года в Ля-Рошелле с участием около 200 Финнов (среднего и мастерского уровней ) стал грандиозным событием . «Ветераны встречаются с новичками» было более чем подходящее собирательное для описания присутствующих там яхтсменов. Обе флотилии были в значительной мере впечатлены выступлениями друг друга, и завязалось много дружеских отношений . Успех данного мероприятия дает толчок для того, чтобы собирать подобные «совместные чемпионаты мира» и в будущем, в том числе и последнее дополнение - звание Чемпиона мира среди юниоров .

Международная ассоциация класса Финн будет продолжать работу, направленную на то, чтобы парусный спорт в классе Финн продолжал распространяться, совершенствоваться и служить людям и в новом тысячелетии. Мы знаем, что яхтсмены этого класса - 'особая порода', и что яхты класса Финн будут по-прежнему серьезным вызовом в одиночном парусном спорте.

Наверное, нет лучшего способа подвести итог, чем просто процитировать некоторых выдающихся яхтсменов класса Финн прошлого и настоящего .

Валентин Манкин (СССР), Золотой медалист в классе Финн на Олимпиаде 1968: "Годы между 1956 и 1970 гг., когда я ходил на Финне, были лучшими и самыми незабываемыми в моей жизни. Приятно победить в Олимпийских играх , но не это главное . Участие в классе Финн помогло мне во всех сторонах жизни – в университете и в карьере. Спортивный опыт придал мне дополнительные силы и помог достичь успеха в гонках в трех других классах . Спасибо, Финн!"

Жак Рогг (Бельгия), бывший Президент IFA и член Исполнительного совета МОК: "Уникальный дух класса Финн идет через поколения . Яхтсмены этого класса знают, чего стоит овладеть мастерством управления этой прекрасной яхтой , самой сложной с физической и тактической точки зрения в мире . И это их объединяет .

Питер Хольмберг (Виргинские о-ва ), Серебряный медалист в классе Финн на Олимпиаде- 1988: "Мое знакомство с Финном началось с откапывания старой яхты среди бурьяна за нашим клубом и заказа 10 номеров « FinnFare»! Я считаю Финн лучшим из существующих классов , который дает человеку возможность получить настоящую опору, чтобы учиться и соревноваться по высшему разряду . Знания и спортивная этика, которые получаешь за годы хождения на Финне, оказались очень полезными во всех аспектах моей гоночной карьеры ."

Матеуш Кушнеревич (Польша), Золотой медалист в классе Финн на Олимпиаде-1996: "Когда я открыл для себя международный парусный спорт, все, о чем я мечтал, было остаться во флотилии класса Финн как можно дольше : путешествовать и соревноваться везде, куда бы ни отправились остальные . Когда я был молод, яхтсмены Финнов были лучшим примером для подражания : идеал спортсмена и преуспевающего человека ".

Джон Бертран (Австралия), Бронзовый медалист в классе Финн на Олимпиаде-1976 и победитель America's Cup 1983: "Класс Финн уникален. Я узнал, что значит побеждать лучших в мире и проигрывать им . У меня появились друзья на всю жизнь по всему миру по мере того, как я узнавал, какой тяжелой с моральной и физической точки зрения может быть парусная яхта . Я узнал детали движения и равновесия, и болезненную разницу между тем, что такое быть быстрым или медленным . Из всех лодок, на которых я соревновался , начиная с Sabots и до America's Cup, и из всех классов между ними, на мой взгляд, маленький, но суровый Финн - самый священный. Этот класс - классика".

Пол Хендерсон (Канада), Президент ISAF: "Если вас спрашивают, на какой яхте вы ходите, то достаточно сказать 'Финн', чтобы доказать свое превосходство".