История класса Финн в Москве

24 февраля 2007

Я надеюсь, что история создания шведом Рихардом Сарбю швертбота-одиночки класса «Финн» и история его отбора среди других проектов для включения в программу летних Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки (вместо швертбота-одиночки класса «Олимпик») известна каждому, уважающему себя «финисту».

Первые швертботы класса «Финн» появились в Москве летом 1955 года. Чтобы почувствовать парусную жизнь тех лет, назову тогдашние Московские яхт-клубы. На Химкинском водохранилище базировались я/к ВМС (позднее ЦСК ВМФ), «Динамо», «ДОСААФ», «Трудовые резервы». На Клязьменском водохранилище базировались я/к «Водник», «Спартак», «Наука» (впоследствии «Буревестник»), «Энергия» (позднее «Труд») и через несколько лет «Аврора». После открытия в 1955 году для плавания Пироговского водохранилища образовались я/к «Чайка» и «Вымпел». Тогдашний флот состоял из швертботов-одиночек класс «Олимпик», юношеских швертботов двоек  класс «Ерш», швертботов троек классов «М» и «Р-2», швертботов четверок класса «Р-3» на всю Москву была одна гоночная килевая яхта класса «Л-3». Мастерство московских рулевых было очень разным. Но даже самые умелые из них по нынешним временам котировались бы невысоко.

Как выглядели первые «Финны», построенные на Таллинской и Лазаревской верфях? (Позднее «Финны» стали строить и на Ленинградской верфи). С уверенностью могу сказать, что это судно словно было сделано для истязания яхтсмена, севшего в него и отошедшего от пирса.

first_finn_sm.jpg

Первый "финн"

 

Близость деревянной «дубовой» мачты к носу очень часто приводила к тому, что «Финн» переворачивался у пирса при попытке рулевого пройти по палубе в кокпит.

Корпус не имел емкостей для обеспечения плавучести и не тонул при переворачивании только потому, что был деревянным. Мачта была закреплена в стационарных оковках на палубе и в степсе и не допускала регулировки её наклона. Парус поднимался проходящим внутри мачты стальным фалом с помощью маленькой лебедки, которая могла стопориться в любом промежуточном положении. Так было сделано для того, чтобы имелась возможность поднимать парус не до верхней марки и благодаря этому «брать рифы». Да! Да! На «Финне» тогда в свежий ветер даже на воде можно было «брать» и «отдавать» рифы, наматывая парус на гик, который свободно вставлялся в прямоугольную прорезь в мачте. Для этого гик был оснащен ракс-бугелем (кто теперь знает, что это такое?), к которому крепился блок гикашкота и конец шкота. Посреди бимса (!!!) находился рым (о погоне и каретке тогда никто не знал), к которому крепился другой блок гикашкота. Третий рым находился (как и сейчас) на килевой доске. Теперь легко представить, как выглядел парус в лавировку и как работал в свежий ветер, тем более, что галсовый и шкотовый углы паруса крепились к гику намертво. Кроме фала и гикашкота из бегучего такелажа были только крепившиеся в щелевых стопорах на бимсе шверттали, таскавшие почти пудовый стальной шверт. Никаких других дельных вещей не было. Вооруженный «Финн» весил около 150 кг.

Теперь самое главное. Откренок не было и рулевой, свешившись за борт для откренивания, цеплялся под бимс подъёмом ближней к нему ноги и так висел на острых курсах. Откренивать на полных курсах было нельзя. Но это еще не всё. По краю кокпита проходил возвышавшийся на 10 мм над палубой край примыкавшего к палубе под прямым углом комингса, причинявшего нестерпимую боль икроножным мышцам во время откренивания. Но и это еще не все. «Сосалок» не было. Для откачивания поступавшей в кокпит забортной воды имелся ковшик с более чем метровой ручкой. Представьте себе рулевого, висящего в свежий ветер за бортом, держащего шкот в зубах и отчерпывающего ковшиком воду с подветренного борта. Теперь боритесь с ветром и соперниками! Для полноты картины последнее. Как было сказано выше, гик вставлялся в прямоугольную прорезь в мачте и мог перемещаться в вертикальном положении на угол до 10°. Оттяжки гика, разумеется не было. По этой причине на полных курсах гик смотрел «в небо», центр парусности на полных курсах перемещался вперед и в отсутствии откренок при налетевшем сзади порыве ветра удержать «Финн» от переворачивания через нос было очень трудно.

Так как мачта была деревянной, перевернувшийся деревянный корпус плавал на боку, слегка возвышаясь бортом над водой. Перевернувшийся «Финн» поставить на воде было невозможно. И клубные катера еще несколько часов после окончания гонки собирали на воде и прибившиеся к берегам лодки, окоченевших гонщиков и оценивали убытки.

Два слова о парусах. Первые паруса были сшиты из х/б ткани (типа ткани на тогдашних туристских штормовках) и не имели окна. На поднятые новые паруса было страшно смотреть, в особенности когда они намокали. Новые паруса надо было «выхаживать». В средний ветер (без дождя) ставили парус и ходили только в галфвинд не менее 20 часов, после этого, слегка намочив парус, ходили в галфвинд еще часов 10. Только после такой процедуры можно было идти в гонку и рассчитывать на результат. Первое время в Москве никто не умел перешивать паруса. Как максимум, для исправления морщин на парусе или ремонта парус «переликовывали»: отпарывали ликтрос по передней и нижней шкаторине и с помощью парусной иглы и «гардемана» пришивали ликтрос заново. Не забудьте ─ деревянные корпуса надо было по весне (иногда и в течение сезона) красить. Ясно, что надо было разбираться в совместимости грунтов, шпаклевок и красок.

И последнее. Во что были одеты в то время московский яхтсмены. В лучшем случае в туристские костюмы, которые естественно промокали. Ничего другого не было.

По этой причине многие «финисты» страдали от радикулита, артрита и прочих подобных болезней и раньше времени уходили на большие яхты или бросали парус совсем. Спасжилеты, хотя и держали на воде, были тяжелые и неудобные.

potapov_sm.jpg

Виктор Потапов

 

Кто же были эти смельчаки и романтики, рискнувшие осваивать новый экзотический (по сравнению с «Олимпиком») класс «Финн».

Я, в то время двадцатилетний студент, получивший первый свой «Финн» в 1956 году, до сих пор сохранил в памяти лица и фамилии очень разных по спортивной квалификации, по возрасту и по жизненному статусу первых Московских «финистов». Да простят меня ещё здравствующие те из них, кого я случайно не упомяну ниже.

Вот перечень первых Московских яхтсменов, которые сели в первые убогие «Финны» и отошли от пирса в гонку на акватории канала им. Москвы. Особняком стоят Ю. Шаврин, А. Чумаков и Е. Горшков, не стартовавшие в Московских соревнованиях.

ЦСК ВМФ: В. Рослов, Ю. Гуляев, В. Данилов.

Водник: А. Тилинин, Ю. Волохов, В. Шубертов, Ю. Зубков, В. Татарников, А. Вяльцев.

Буревестник: В. Козлов, Ю. Голубков, В. Елизаров, Ю. Эль, Б. Маслов, Г. Арбузов.

Спартак: Ю. Жидковский, В. Диковский, В. Мазилкин, В. Давыдов,             Г. Алдошин.

Труд: Г. Кастерии, В. Истомин, О. Борисов.

ДОСААФ: В. Борисенко, М. Минц.

Все они были от 20 лет и старше, студенты и уже работавшие на производстве. Многие с высшим образованием, а потому вдумчиво и творчески относившиеся к осваиванию нового класса яхт. Первым чемпионом Москвы в 1956 году стал В. Рослов (ЦСК ВМФ).

Kozlov_sm.JPG

Виктор Козлов

 

Уже в 1957 году описанный выше убогий заводской «Финн» быстро приобрел новые качества. Конечно же еще и потому, что имелись контакты с прибалтийскими «финистами». На первое место я ставлю работу с мачтой. Мачту стали стругать для придания ей оптимального прогиба назад и вбок под вес гонщика и обеспечения динамической работы. Появился погон с кареткой, откренки, самодельные сосалки, дюралевый шверт. Еще несколько лет не будет оттяжки гика, но появился перемещаемый вдоль гика клин, вставляемый снизу в зазор между мачтой и гиком того же назначения. Появились наклонные накладки на комингс для облегчения состояния икроножных мышц во время откренивания. Из первой волны московских «финистов» быстро ушли в другие классы яхт те, кто был постарше, кто не имел здоровья и те, кто не смог адаптироваться в новом требующем повышенных весогабаритных кондиций классе.

В конце 50-х годов стали осваивать «Финн» в Москве юниоры, пересевшие с «Ершей», демобилизованные из армии, переехавшие в Москву из других городов.

Так первыми пришли ставшие в последствии видными гонщиками В. Потапов, О. Шилов, Е. Истомин, а также В. Зарослов, Н. Корячкин, А. Балакирев, Г. Гришни, В. Демин, И. Рей, В. Назаров. Появились первые московские мастера спорта в классе «Финн». В 60-х годах в Москве появились первые паруса из синтетических тканей их было 10-12 на всю Москву. Тогда они имели неоспоримое преимущество перед парусами из х/б тканей. Владельцы х/б парусов гордо говорили после очередной гонки: «Я пришел 1 (или 2) из «тряпок». Потом появилась масса фирменных парусов из дакрона: «Норс», «Мусто», «Маринекс», «Грюневальд», «Эльвстрем». Начиная с 1973 в Москве деревянные мачты были вытеснены дюралевыми фирмы «Нидлспар».

Потом пришли Ф. Выборнов, В. Прибылов, Ю. Мостовой, Ю. Дегтярев, С. Заботин, А. Касатов, М. Сергеев, С. Ванин, М. Апухтин, М. Петрига, А. Калабанов, Ю. Половинкин, А. Елисеев, М. и А. Фомины, М. Кравцов, Ф. Деникаев и др.

В этом время был короткий период, когда в московских соревнованиях в классе «Финн» гонялись несколько женщин. Достойную конкуренцию ведущим рулевым мужчинам оказывала Р. Носкова. Еще следует отметить С. Макарову и Е. Марокину. Остальные лишь мешали на старте и на дистанции. Была и потеря. В июне 1968 г. в Таллине Московский «Финист» прекрасный плавец м/с В. Демин после одной из штормовых гонок Балтийской регаты перевернулся и, отплыв от «Финна» за соскочившим с кронштейнов пером руля, не догнал уплывающий «Финн» и замерз в воде (при температуре воды +8°С).

Выросшие в Москве и доросшие до уровня сборной «Финисты» уже редко появлялись на старте в Москве. Это были В. Потапов, О. Шилов, М. Фомин, В. Козлов и переехавший в Москву в 1972 г. А. Балашов.

fleet_sm.JPG

Старт "Финнов" в 80-е годы 

 

В 1965 году в Майской регате стартовало 72 «Финна». Этот рекорд не будет побит никогда.

Здесь считаю своим долгом сказать о человеке, сделавшим для Московского любительского класса «Финн» больше всех остальных, вместе взятых до него. Это начальник команды парусного спорта О.И. Шилов. Покинув в 1974 г. я/к «Водник» и надев погоны морского офицера, он занял должность тренера ЦСК ВМФ и сборной СССР в классе «Финн». С этого времени О.И. Шиловым стала проводиться систематическая селекционная работа по отбору перспективных гонщиков по всему СССР, а также, я бы сказал, научная работа по оптимизации фирменных парусов и мачт для обеспечения наивысших скоростей «финнов» ведущих гонщиков.

balashov_sm.jpg

Андрей Балашов

 

Это сразу стало давать результат на международных соревнованиях Победы и призовые места А. Балашова, А. Мудриченко, О. Хоперского, А. Сухорукова, В. Никандрова и др. результат работы О.И. Шилова. В те годы О.И. Шилов постоянно привлекал к участию в чемпионатах г. Москвы «финистов» ─ членов сборной команды, что было очень полезно для «финистов» Москвичей.

Но был и другой важный для Москвичей результат его работы. Отслужившая членам сборной материальная часть оседала в ЦСК ВМФ и в Москве. Гонщики ЦСК ВМФ всегда были обеспечены отличной (для любителей) материальной частью. До последнего времени под флагом ЦСК ВМФ успешно участвовали в гонках «Ланавер» А. Балашова 1975 г. постройки и «Мадер» А. Сухарукова 1972 г. постройки.

 

apuhtin_portrait.JPG

Михаил Апухтин

 

Именно поэтому гонщики ЦСК ВМФ А. Боровяк, В. Максимов, В. Данилов, бывшие воспитанники ЦСК ВМФ Ю. Авдеев, С. Рей, а также бывшие воспитанники «Водника» В. и А. Кравченко, и гонщик я/к. «Труд» Е. Кухтенков не дали «умереть» классу «Финн» в Москве в тяжелые годы, когда на старт Московских соревнований выходили 5-7 «Финнов». Большую помощь «Финнистам» Москвы в последние годы оказал нынешний главный тренер сборной России по парусному спорту О.Н. Хоперский.

gold_cup_sm.jpg

Чемпионат Мира 2005 в Москве

 

Ситуация резко изменилась в лучшую сторону после Московского чемпионата Мира 2005 года. В 2006 году была образована Московская Ассоциация класса «Финн» (президент В. Кравченко). Благодаря пониманию сложившейся ситуации директором ЭШВСМ по ПВС М.М. Кузнецовой членам ассоциации мастерам спорта и кандидатам в мастера спорта были выделены «Финны» из числа закупленных для чемпионата мира. С начала 2006 года на старт Московских соревнований стали выходить 15-17 «Финнов» членов ассоциации. В течение 2006 года в Москве были проведены Чемпионат России в классе «Финн» и ряд других важных соревнований с числом участников до 40. (Для сравнения: в чемпионате России в Сочи в 2004 году участвовали 3 «Финна»!!!). Это позволило специалистам выявить и взять на заметку многих одаренных молодых гонщиков, совершенствование мастерства которых в ближайшие годы несомненно принесет долгожданные победы в классе «Финн» на международной арене.

association_sm.JPG

Московская Ассоциация развивает класс Финн в Москве 

 

За более чем 50-ю историю класса «Финн» в Москве на старт под двумя волнами на парусе выходили «финисты» ─ отцы и дети. Это В. Истомин и Е. Истомин. В Козлов и А. Козлов, Ю. Мостовой и Д. Мостовой, А. Тилинин и Д. Тилинин, И. Рей и С. Рей, П. Миллер и А. Кузнецов, М. Минц и А. Банько, А. Громов и В. Громов, И. Гусев и Д. Гусев.

В заключение моих далеко неполных заметок по истории класса «Финн» в Москве хочу провозгласить:

Пусть вечно процветает и развивается в Москве, в России и в Мире ВЕЛИКИЙ КЛАСС «ФИНН»!

 

 danilov_sm.jpg

Валентин Данилов