Программа развития класса Финн
Программа развития класса Финн в России
Цели программы:
Учитывая, что речь идет о спорте, в качестве основного показателя уровня качественного развития дисциплины в стране обычно рассматриваются достижения национальной команды на международных соревнованиях, мировых и континентальных Чемпионатах, Первенствах и, как самый высший определяющий показатель - выступления на Олимпийских Играх.
Вторым показателем уровня развития дисциплины, отражающим количество, является количество спортсменов, систематически занимающихся данной дисциплиной.
Поэтому основными целями программы развития класса Финн в России предлагаются:
- вывод российской команды по парусному спорту в классе яхт «Финн» на высокий уровень выступления на международных соревнованиях с завоеванием высоких мест (8-е – 6-е) на Олимпийских Играх, а также – на стабильное завоевание медалей на Чемпионатах и Первенствах Европы, Мира.
- Увеличение числа яхтсменов, систематически занимающихся в классе Финн
Введение
Парусный спорт – техническая дисциплина, требующая определенных материальных вложений на производство/закупку материальной части, проведение сборов и соревнований, транспортировку яхт, катеров обеспечения, и на проезд, проживание и экипировку спортсменов. Соответственно, идти к поставленным целям приходится в рамках определенных бюджетов, размер которых зависит от общего состояния экономики в стране и от того, какое место государство, общество уделяет данной дисциплине.
В настоящее время в парусном спорте распространены 2 модели решения задачи достижения высшего результата в рамках ограниченного бюджета:
1. Индивидуальная модель:
Имеет место «индивидуальная» модель подготовки, когда выделяется 1 талантливый спортсмен в классе, который в последующем выводится на уровень Олимпийских медалей. Пример – Испания, Швеция, Эстония, Финляндия.
Плюсами данной модели является
- Возможность получить результат в краткие сроки (через концентрацию всех ресурсов на подготовке одного лидера),
- Простота управления (ввиду крайне ограниченного круга задействованных специалистов)
Минусами данной модели являются:
- Крайняя уязвимость, ненадежность, зависимость всего результата от конкретной личности,
- снижение мотивации лидера к росту при отсутствии внутренней конкуренции в стране,
- высокие риски сбоя результата (болезнь, поломка материальной части, личные проблемы),
- полная утеря вложенных инвестиций при уходе лидера из спорта.
- Формальное представление развития спорта в стране, отмирание класса, реального спорта в стране
- Как следствие пункта выше, более высокая стоимость подготовки лидера в расчете на 1-го спортсмена (стоимость растет экспоненциально по мере приближения к высшему показателю)
- Определенный потолок в достижении высшего результата. (одиночкам сложно (практически невозможно) противостоять выстроенным системам)
Ярким примером негативных последствий «индивидуальной» модели является Испания, где с уходом ее лидера в классе Финн Рафы Трухильо после Олимпийских Игр 2012 года, страна была вынуждена отказаться от программы в классе Финн, в том числе – снять свою заявку на проведение Чемпионата Мира в классе Финн в 2013-м году. и (поэтому ей в основном пользуются небольшие страны с маленькой экономикой.) Перед аналогичной проблемой сейчас встает Дания. В скором времени к ней может прийти Голландия.
В целом индивидуальная модель уже признана многими ведущими странами как тупиковая.
2. Системная модель:
Ввиду очевидного отсутствия перспективы Индивидуальной модели в долгосрочном плане большинство передовых в парусном спорте стран (Англия, Германия, Польша, Австралия) больше ориентируются на «Системную» модель, разработанную еще в Советском Союзе, – выстраивание системы, воспроизводящей сильных спортсменов с обязательным сохранением опыта лидеров и передачи его молодым спортсменам.
Системная модель подразумевает под собой следующие обязательные элементы:
Составляющий элемент | Назначение | |
1. | Подготовка и вывод на высший результат команды из не менее 4-5 человек | Вывод на медали ЧМ, ЧЕ, Обеспечение завоевания Олимпийских лицензий, вывод лидера и дублера на уровень медали ОИ |
2. | Горячий резерв - длинная «скамейка запасных» (не менее 1,5 от числа основного состава) | Восполнение основной сборной. Поддержание конкурентной составляющей мотивации к совершенствованию спортивного результата состава основной сборной |
3. | Широкая база резерва | Подготовка и восполнение «горячего резерва» основной сборной |
4. | Механизмы передачи опыта и знаний от опытных старших спортсменов молодым | Эффективное использование ресурсов. Сохранение наработанного материала, вложенных в привлеченных на предыдущих этапах спортсменов ресурсов |
5. | Культурно-воспитательная составляющая (культура обращения с материальной частью, культура поведения, знание истории) | 1. Стабильное лидерство не возможно без надлежащей самоорганизации, культуры и воспитания. 2. Культура общения, и, как следствие, авторитет спортсмена открывает больше возможностей в получении опыта от спортсменов, команд других стран, своевременно получать информацию о технических усовершенствованиях.. |
Сложностями в данной модели являются:
- Необходимость задействования большого круга людей, организаций
- На начальном этапе - вложение и организация привлечения значительного объема ресурсов в общегосударственном масштабе
- Необходимость выстраивания множества разноплановых бизнес-процессов
Плюсами данной модели являются:
- Надежность достигаемых результатов
- Постоянное воспроизводство лидеров и резерва
- Повышение мотивации лидеров к самосовершенствованию
- Сохранение и накопление наработанных знаний и вложенных инвестиций
- Эффективное использование ресурсов
- Значительно более низкая стоимость подготовки лидеров и поддержания их мотивации
- При правильной настройке системы - постепенное снижение необходимости прямых внешних финансовых вливаний.
- «Саморазогрев» системы – рост общего спортивного результата за счет нарабатываемого фундамента и внутренних ресурсов при неизменных поддерживающих составляющих (финансирования).
И конечно, дополнительным «бонусом» системной модели является реальное развитие спорта, класса яхт в стране – в общем-то, та изначальная база, которую в корне своего образования призвано измерить и сравнить Олимпийское движение.
В целом системная модель гораздо сложнее индивидуальной, поскольку требует широкого подхода и организации взаимодействия множества напрямую не подчиненных друг другу людей и организаций, равно как и задействования значительных ресурсов, однако на сегодня она является единственной возможностью обеспечения стабильного надежного высокого результата.
В развитии класса Финн в России и достижении поставленных целей предполагается пойти по более сложному, но единственному перспективному пути - руководствоваться системной моделью.
Целевые группы – объекты программы:
В сложившейся системе отношений главным объектом является гражданин, которого предполагается вывести на высший спортивный результат, для чего его необходимо:
- привлечь в парусный спорт
- научить
- воспитать
- правильно мотивировать
- обеспечить материальной частью
- обеспечить местом и условиями для занятий парусным спортом
- провести через «лифт» повышения спортивного мастерства
- провести через «лифт» спортивных снарядов – классов яхт в соответствии с физическими и возрастными данными спортсмена
- вывести на высокий спортивный результат
В процессе решения данных задач так или иначе участвуют:
-
Государство
- Олимпийский Комитет
-
Министерство спорта
- Детские и детско-юношеские школы
- Центры Спортивной Подготовки
- Сборная команда РФ
-
Министерство образования
- Институты подготовки тренерского состава
- Инфраструктура (яхт-клубы), порты
-
Общественные организации
- Федерации
- Ассоциации классов яхт
- Спортивные клубы
Ввиду сложности яхт класса «Финн», одиночного характера управления и достаточно высокой стоимости яхт участие класса «Финн» в процессах привлечения в парусный спорт и первичного обучения является нецелесообразным. Также данная программа не берет на себя задачу проведения спортсменов через «Лифт» спортивных снарядов, а сосредотачивается на конкретном классе «Финн» и смежных классах, которые могут служить источником для пополнения спортсменов в классе Финн.
Поэтому в качестве основного объекта программы рассматриваются спортсмены, прошедшие первичную подготовку в других классах яхт и имеющие навыки управления швертботом в роли рулевого.
Данные объекты разделяются на 2 группы:
- Группа А: молодые спортсмены в возрасте до 30 лет, профессиональные спортсмены – человечески ресурс для вывода на высокий результат.
- Группа Б: старшие спортсмены, имеющие соревновательный опыт в парусном спорте, и способные самостоятельно обеспечить свою соревновательную деятельность – ресурс для создания соревновательной среды, консолидации знаний, воспитательной среды для молодых спортсменов, привлечения сторонних ресурсов.
Основные принципы построения программы:
Программу предполагается строить на следующих принципах:
- Ступенчатая подготовка (Пирамида) – когда каждый этап является ресурсной базы для последующего.
- Повышение КПД за счет «обратного подогрева» (принципа, широко применяемого в теплотехнике – предварительный подогрев подводимой среды отработанным паром).
-
Консолидация усилий и эффективное использование ресурсов
- Централизованная координация, планирование при сохранении распределенного управления ресурсами
- Исключение дублирования
- Совместное решение комплексных задач
А. Пирамида
В части принципа ступенчатой подготовки предполагается «пирамида», когда каждый этап является ресурсной базы для последующего. Расширение пирамиды к основанию необходимо для обеспечения возможности селекции на каждом переходе. При этом для наиболее талантливых спортсменов существует «лифт» в виде центров спортивной подготовки, молодежной сборной, основной сборной РФ.
Непосредственно в классе Финн предполагается выстроить пирамиду по следующей схеме:
Ступень 0: Первичная подготовка
подготовка спортсменов личными тренерами в СДЮСШОР, ДЮСШ в других классах (В качестве базовых классов для класса Финн рассматриваются «Луч», «Лазер»)
Ступень 1: Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения
Осуществляется на региональных соревнованиях в тесном взаимодействии со старшими спортсменами, взрослыми секциями.
Переход в класс Финн на этап 1 производится по представлениям личных тренеров.
Ступень 2: Вывод на высший результат среди юниоров
Осуществляется путем интенсивной обкатки молодых спортсменов на внутрироссийских соревнованиях, проводимых Ассоциацией, в тесном контакте со взрослыми спортсменами уровня КМС, МС, МСМК – в прошлом членами сборной России, СССР. В дополнение к этому – программа зимней подготовки в г. Сочи.
Ступень проводится в тесном взаимодействии со Старшим тренером Сборной РФ по резерву.
Отбор на ступень производится по результатам выступлений на региональных соревнованиях в классе Финн. Возможен прямой переход на эту ступень для сильных молодых гонщиков из класса «Лазер»
Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства
Школа для лучших 5-ти гонщиков, в рамках которой осуществляется вывод 5-ти российских гонщиков на стабильный результат в первые 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира.
Ступень проводится с привлечением комплексной научной группы, в которую обязательно входят тренера и спортсмены, выступавшие в классе Финн на высоком международном уровне. Работа проводится в тесном сотрудничестве с производителями оборудования.
Ступень проводится в тесном взаимодействии с личными тренерами спортсменов, сборной командой РФ и Ассоциацией яхт класса Финн.
Отбор на ступень производится среди гонщиков до 30 лет по результатам выступлений на Всероссийских и Международных соревнованиях. Предполагается 2-х ступенчатый отбор: «кандидаты» и «основной состав». Для поддержания мотивации и ротации.
Ступень 3+: Индивидуальная подготовка
Блок предназначен для сформировавшихся профессиональных спортсменов старше 30 лет, достигших и показывающих высокие результаты (в числе первых 10 на Чемпионате Мира, Европы в классе Финн). Программа подготовки формируется и защищается самим спортсменом индивидуально. Финансирование программы подготовки осуществляется по системе грантов.
При этом для каждого этапа обеспечивается обязательная связь с предыдущим с целью правильного формирования качественной базы для отбора (руководитель каждой ступени несет консолидированную ответственность с руководителем предыдущей ступени за качество подготовки резерва для своей ступени).
Б. Принцип «Обратного обогрева»
Принцип «Обратного обогрева» достигается за счет задействования и использования завершающих свою активную спортивную карьеру спортсменов, тренеров в системе на этапах подготовки резерва, а также – в создании необходимой конкурентной среды для полноценной соревновательной подготовки резерва.
В. Консолидация усилий
Консолидация усилий достигается за счет правильно налаженной координации действий всех, участвующих в процессе субъектов. Учитывая самостоятельность каждого субъекта, объединение и централизованное управление ресурсами здесь невозможно. Поэтому это решается созданием совещательного координационного органа из полномочных представителей всех участников процесса, решения которого рекомендованы для исполнения всем участникам, и четким совместным планированием мероприятий. Ассоциация яхт класса Финн в данном случае выполняет консолидационно-объединяющую роль для выполнения программы в непосредственно классе Финн.
Структура организации работы:
Ступень 0:Первичная подготовка
Центры принятия решений, ответственные:
- СДЮСШОР, ДЮСШ,
- личные тренеры
Основная задача:
- Подбор и первичная подготовка спортсменов, перспективных к развитию в дальнейшем в классе «Финн»
Ресурсы:
- материальные: центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей
- человеческие (спортсмены): спортсмены, вырастающие из классов «Оптимист», молодые спортсмены из других видов спорта (плавание, гребля, лыжи, игровые виды)
- человеческие (тренеры): завершившие спортивную карьеру спортсмены классов «Лазер», «Финн».
Инструменты:
- тренировки,
- клубные и региональные соревнования
Базовые классы яхт для подготовки: «Луч», «Лазер»
Участие Ассоциации:
- Мастер-классы,
- методические материалы,
- тестовые соревнования для отбора в класс «Финн»
Детальная программа: - см. приложение 1 (в разработке)
Ступень 1:Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения
Центры принятия решений, ответственные:
- СДЮСШОР, ДЮСШ,
- личные тренеры,
- Ассоциация яхт класса Финн
Основные задачи:
- Обеспечить наличие в стране не менее 20 активных юниоров с легитимным представительством по регионам.
- Передать базовые знания и навыки в классе Финн молодым спортсменам,
- сформировать у молодых спортсменов культуру поведения и обращения с материальной частью,
- ознакомить с историей класса «Финн» и привить традиции класса «Финн»
Ресурсы:
- материальные: центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов)
- человеческие (спортсмены): спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер».
- человеческие (наставники): завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, тренеры.
- человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены
Инструменты:
- совместные со взрослой секцией тренировки,
- Календарь клубных и региональных соревнований,
- мастер-классы Ассоциации,
- программа зимней подготовки в классе Финн в г. Сочи
- программа открытых соревнований в «точках роста» - центрах с наличием чартерных яхт
- методические материалы и журналы Ассоциации,
- Сайт Ассоциации
Базовые яхты для подготовки: «Финн» (яхты группы «Б» - восстановленные или отработавшие свое в спорте высших достижений яхты и паруса)
Участие Ассоциации:
- Мастер-классы,
- методические материалы,
- организация соревнований,
- создание конкурентной среды на региональных соревнованиях,
- наставничество (шефство)
Детальная программа: - см. приложение 2 (в разработке)
Ступень 2:Вывод на высший результат среди юниоров
Центры принятия решений, ответственные: СДЮСШОР, личные тренеры, тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн, старший тренер группы высшего спортивного мастерства, старший тренер по резерву
Основная задача: отобрать и подготовить резерв для вывода на высший спортивный результат (не менее 10 спортсменов с уровнем выступления в первых 50% на Первенстве Мира)
Обеспечить ежегодное завоевание медалей на Первенстве Мира и Первенстве Европы
Ресурсы:
- материальные: центральное финансирование сборной команды по резерву, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов), привлеченные спонсорские средства
- человеческие (спортсмены): юниоры, подготовленные на ступени 1, спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер» и показывающие при этом высокий спортивный результат.
- человеческие (наставники): завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
- человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, спортсмены высших ступеней
Инструменты:
- календарь внутрироссийских соревнований, формат Кубка России
- совместные сборы с основной сборной,
- системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.
- Совместные выезды на международные соревнования со взрослыми спортсменами
- Программа зимней подготовки в г. Сочи
- методические материалы и журналы Ассоциации, Сайт Ассоциации
Базовые яхты для подготовки: современные яхты класса«Финн»
Участие Ассоциации:
- организация соревнований,
- проведение Кубка России
- создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
- организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
- организация программы зимней подготовки в г. Сочи
- взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
- подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
- Мастер-классы, методические материалы,
- Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части
Детальная программа: - см. приложение 3 (в разработке)
Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства
Центры принятия решений, ответственные:
- СДЮСШОР,
- личные тренеры,
- тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн,
- старший тренер группы высшего спортивного мастерства
Основные задачи:
- вывести на высший спортивный результат не менее 4 спортсменов (в числе первых 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира)
- Обеспечить завоевание олимпийской лицензии
- Добиться результата 6-10 места на Олимпийских Играх
- Завоевать золотую олимпийскую медаль на последующих ОИ
- Обеспечить стабильное завоевание олимпийских медалей в классе Финн на последующих Олимпийских Играх
Ресурсы:
- материальные: центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самих спортсменов, привлеченные спонсорские средства
- человеческие (спортсмены): спортсмены в возрасте до 30 лет, подготовленные на ступени 2.
- человеческие (наставники): бывшие лидеры сборной СССР, России в классе Финн, завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
- человеческие (конкурентная среда): спортсмены ступени 2 (ближний резерв), взрослые спортсмены уровня МС, МСМК – выпускники ЭШВСМ, ЦСП, СДЮСШОР, бывшие члены сборной в классе «Финн», «Лазер», действующие члены сборной в классе «Лазер».
Инструменты:
- календарь внутрироссийских соревнований, формат Кубка России
- Календарь сборов,
- Календарь участия в международных соревнованиях
- Система отбора в группу и в горячий резерв
- системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.
Базовые яхты для подготовки: современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»
Участие Ассоциации:
- организация внутренних соревнований, проведение Кубка России
- создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
- организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
- взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
- подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
- методические материалы,
- Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части
Детальная программа: - см. приложение 4 (в разработке)
Ступень 3+: Индивидуальная подготовка
Центры принятия решений, ответственные: непосредственно спортсмен,
Основные задачи:
- стабильно завоевывать место в первой 6-ке на Чемпионате Мира, Чемпионате Европы
- Обеспечить завоевание олимпийской лицензии
- Пройти отбор на участие в ОИ
- Завоевать Олимпийскую Медаль.
Ресурсы:
- материальные: центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самого спортсмена, привлеченные гранты, спонсорские контракты
- человеческие (спортсмены): состоявшиеся профессиональные спортсмены, прошедшие отбор и показавшие высокий результат на Чемпионате Мира и Чемпионате Европы.
- человеческие (наставники): подбираются самим спортсменом.
- человеческие (конкурентная среда): подбираются самим спортсменом
Инструменты: определяются самим спортсменом согласно имеющимся у него ресурсам
Базовые яхты для подготовки: современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»
Участие Ассоциации: взаимодействие с Международной Ассоциацией,
Детальная программа: - готовится непосредственно самим спортсменом.