Золотой Кубок - Чемпионат мира в классе Финн 2021 года завершился победой новозеландца Энди Малонея
В Португалии в старинном городе Порто завершился Золотой Кубок - чемпионат мира в старейшем на сегодняшний день олимпийском классе Финн. Соревнования проходили на океанской воде при соответсвующих жестких условиях. Океанская волна, дополненная приливными течениями и течением реки в дельте создавали существенные трудности для многих гонщиков, выросших в более спокойных условиях. На это наложились и еще ограничения на передвижения и тренировки, связанные с пандемией короновавируса, в итоге значительно перемешав карты и прогнозы, которые обычно делают в таких случаях.
Соревнование помимо престижности было важным для многих еще и тем, что на нем разыгрывались последние лицензии на Олимпийские Игры в Токио для Европейских гонщиков и для Африканского континента. В то время как от африканских стран на розыгрыш приехал только один гонщик из Южно-Африканской Республики, для Европы на одну лицензию претендовали 15 стран (Хорватия, Чехия, Испания, Финляндия, Франция, Польша, Россия, Швейцария, Эстония, Германия, Ирландия, Италия, Украина, Дания, Португалия).
Гонки проходили при ветре от 8-ми до 20-ти узлов при волне, достигавшей по высоте 3-х метров. Были резкие заходы, ослабления ветра. Учитывая то, что на второй день планировалось отменить гонки из-за большой волны и течения, в первый гоночный день было проведено 3 гонки. Третий день "порадовал" гонщиков миништормом со смерчем, но не позволил провести ни одной гонки из-за постоянно меняющегося направления. Оставшиеся 2 дня получились рабочими - по 3 гонки в день. Тем не менее эти условия показали всю брутальную красоту класса "Финн" - олицетворение атлетичности и парусного спорта по своей сути единения стихий ветра, волны, воды и человека.
Состав гонщиков получился очень конкурентный, чему свидетельствовал большой разброс результатов в гонках, так что даже победитель регаты имел в своем "портфолио" 15-й и 23-й приходы, а серебряный призер - 28-й. Приходами в 10-ке лидеров, в том числе и победами в гонках отметились гонщики вплоть до 32-го места. Чемпион прошлых Олимпийских Игр сумел занять лишь 9-е место, а бронзовый призер - 30-й. Такую жесткую конкуренцию, наверное, сложно представить в каком-либо другом классе.
Итогом борьбы стала победа новозеландского гонщика Энди Малонея. Для него и для его коллеги по команде Джоша Джуниора, победителя предыдущего Золотого Кубка, занявшего здесь третье место, местные условия были близкими к родным, и было видно, что они чувствовали себя, как "рыбы в воде", показывая настоящее шоу.
Второе место в регате занял таллантливый испанский юниор Джоан Кордона, тем самым взяв последнюю для Европейцев лицензию на Олимпийские игры.
Чемпион Европы венгр Зомбор Береч в этой борьбе стал 4-м. И важно отметить, что его спарринг-партнер этого года хорватский спортсмен Ненад Бугарин завершил регату на 5-м месте, что показывает класс Зомбора не только как гонщика, но и как наставника.
Для Российских гонщиков Золотой Кубок получился не самой удачной регатой. По таким сложным волновым условиям и при имевшейся подготовке было тяжело расчитывать на высокий результат. Лучший из Россиян Аркадий Кистанов занял 28-е место, в последний гоночный день положив в свой зачет 9-й и 3-й приходы.
Михаил Яцун, представлявший Россию в юниорском зачете занял общее 34-е место и 2-е среди юниоров.
Полностью результаты опубликованы здесь.
Во время Золотого Кубка прошла ежегодная конференция Международной Ассоциации класса Финн. На мероприятии были переизбраны президент ассоциации, исполнительные органы и комитеты, одобрены небольшие изменения в правила класса. Отдельно был обсужден вопрос олимпийской программы. Большинство гонщиков выразили неудовлетворение откровенно дискриминационным итоговым решением Международной Федерации парусного спорта, не оставившим место гонщикам весом выше 85 кг в олимпийской программе. Было выражено общее мнение, что это решение является большой потерей для всего Олимпийского движения и большим ударом по парусному спорту, если учитывать наработанный классом флот по миру, отработанные правила класса и то, что большинство передовых экипажей на престижных соревнованиях составляют выходцы из класса Финн.
Последним шагом в текущей ситуации стало письмо от участников Чемпионата в Международный Олимпийский Комитет, который будет принимать окончательное решение.
Класс тем не менее продолжает жить и после окончательного решения МОК будут предприниматься последующие шаги по развитию класса.