Парусная премия "Золотая Мочка" учреждена в целях поддержки и развития массового парусного спорта. Основная идея премии - отметить тех, кто так или иначе своим трудом делает вклад в развитие парусного спорта. Заявки принимаются до 15 ноября. Церемония награждения пройдет 30 ноября в г. Долгопрудном.
28 сентября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося Российского яхтсмена Виктора Александровича Козлова. Детство Виктора Александровича пришлось на военные годы. Занятия спортом во многом помогли ему пережить перипетии тех лет, он был участником первого
послевоенного физкультурного парада. Большую роль в его становлении как личности оказал его первый тренер и наставник - Дмитрий Леонидович Зворыкин, и этот заряд отношения к жизни Виктор Александрович пронес на протяжении всего своего пути. Виктор Козлов был
выдающимся гонщиком, дважды становился Победителем Чемпионата СССР, входил в сборную СССР, в 1966-м году он занял 6-е место на Чемпионате Мира в классе Финн, на нем росли другие знаменитые спортсмены, которые впоследствии принесли Олимпийские медали нашей
стране – Валентин Манкин, Виктор Потапов, Андрей Балашов. В 2007-м году Виктор Александрович снова вернулся в класс Финн, но уже в категории «Мастерс» и, не смотря на возраст, продолжал участвовать в соревнованиях. Более того - в 2008-м и 2010-м годах он
привез для России серебряные медали Чемпионата Мира Финн-Мастерс (разряд Легенда). Но Виктор Александрович был примечателен не только своими спортивными результатами, но и в целом был интересен как замечательный интиллигентный эрудированный человек. Его жизненный
опыт, знания, интеллигентное поведение на воде являлись очень хорошим подспорьем в воспитании молодых и более взрослых гонщиков.
Подробнее о Викторе Козлове можно узнать в статье о нем в энциклопедии парусного спорта
Ассоциация яхт класса Финн помнит с благодарностью Виктора Александровича и чтит его вклад в становление парусного спорта, воспитание многих поколений яхтсменов.
Подходит к завершению сезон 2024 года в классе Финн, и Ассоциация класса Финн подводит итоги. Не смотря на все сложности и исключение класса Финн из олимпийской программы, что часто для многих классов становилось приговором к исчезновению в нашей стране, в России Финн не думает снижать свою активность, развиваться в региональном плане и главное - привлекать молодежь.
В этом году на территории России прошло более 30-ти официальных регат, не считая клубные и гонки выходного дня. В официальных регатах приняли участие около 80-ти спортсменов в возрасте от 16-ти до 75 лет, включая даже одну девушку. Среди них 11 юниоров (возраст до 24 лет). Было представлено 14 регионов из 5-ти федеральных округов - СЗФО, ЦФО, СФО, ПФО, ЮФО.
Соревнования имели очень высокую конкуренцию, ведь этот по настоящему брутальный класс класс вобрал в себя серьезных гонщиков - выступали 3 мастера спорта международного класса, 33 мастера спорта, 7 кандидатов в мастера спорта и целый ряд старших спортсменов, имеющих высокий уровень подготовки, но не озаботившихся восстановить свои спортивные документы после завершения активной спортивной карьеры в спорте высших достижений. Среди участников чемпионы и призеры международных регат, включая Чемпионаты мира, Европы.
В этой чрезвычайно высокой конкуренции прошли и центральные соревнования в классе Финн в России - Чемпионат России, Первенство России, Кубок России, Открытый Чемпионат Российской Ассоциации класса Финн - регата Open Russian. В большинстве этих регат окончательная расстановка на подиуме и рядом решалась на самых последних метрах финальных гонок, а места на подиуме от первого до третьего места (а где-то - и до четвертого) иногда разделяло одно очко.
Безусловно высокий класс неизменно показывали опытные спортсмены, такие как Александр Кулюкин, Дмитрий Петров, Феликс Деникаев, Алексей Животовский. Александр Кулюкин в итоге завоевал победы на Чемпионате России, Чемпионате Ассоциации класса Финн, и в Кубке России, хотя везде это давалось ему везде с большим трудом. Чудеса показывал Дмитрий Петров, который большо выступал на чужих яхтах, и садясь в любую лодку на самом "убитом" парусе, умудрялся неизменно быть в лидерах. Алексей Животовский доминировал на протяжении сезона на всех Московских регатах. Феликс Деникаев стал победителем Кубка Андрея Балашова.
Были и открытия - второе место на Чемпионате России занял юниор Иван Куваев, недавно пересевший в класс Финн с Европы, хорошую форму показали юниоры из Новосибирска и из Санкт-Петербурга. Из старших спортсменов выстрелил не совсем ожиданно, но заслуженно Андрей Биль - бронза Чемпионата России.
Не давали спуску более молодым спортсменам и наши легенды - гонщики старше 70-ти лет: Сивицкий Александр, Болотин Сергей, Лукин Сергей - не смотря на возраст, они показывали очень хорошие приходы в отдельных гонках, а где-то - и в целом по регате.
Очень здорово, что появляются новые регионы - Курск, Томск, Ярославль и другие - настоящие фанаты класса Финн находят любые возможности тренироваться, находить матчасть и приезжать на соревнования.
Протоколы соревнований можно найти на сайте Ассоциации класса Финн в разделе "регаты"
В целом класс Финн в России внушает здоровый оптимизм. Это на сегодня остался единственный динамично развивающийся класс, куда могут пойти спортсмены, вырастающие по росту, весу из классов Лазер, Луч. Высокая конкуренция, здравые ценности и дружная атмосфера внутри Ассоциации класса Финн цементируют эту тенденцию и дают уверенность в будущем класса в России, и в том, что он будет одной из важных подпор для сохранения и развития парусного спорта в России. Тому подтверждение то, что очень многие школы, тренера с воодушевлением встретили инициативу включить класс Финн в программу Спартакиады Молодежи!
Выставка, посвященная легендам парусного спорта московских и подмосковных яхт-клубов, открылась в Долгопрудном. На выставке представлено более 500 уникальных исторических фотографий и экспонатов, иллюстрирующих историю парусного спорта на Клязьминском водохранилище, где в основном были сосредоточены почти все клубы и секции Москвы, а также проходила подготовку Сборная Советского Союза. Экспозиция охватывает историю, начиная с самого образования этого водоема в 1937-м году, и заканчивая сегодняшним днем. Отражено то, как московские и подмосковные яхтсмены смогли спасти флот во время Великой-Отечественной Войны, продолжили тренировки и соревнования сразу, как только враг отошел от стен Москвы. Представлены интересные факты, связанные со знаменитыми личностями, такими как знаменитый художник Георгий Нисский, артисты театра МХАТ Евгений Естигнеев, Михаил Зимин, автор книги «Капитан Врунгель» Андрей Некрасов и реальная история его яхты «Беда». Центральным экспонатом экспозиции является переходящий кубок Моссовета, учрежденный в 1942-м году за лучшую абсолютную скорость соревнований «Открытие сезона» и «Закрытие сезона», с выгравированными на нем названиями яхт и именами знаменитых личностей. Представлен макет яхты «Звездный», с помощью которого талантливый московский инженер Виктор Скачков отрабатывал конструкцию и строил яхты, не уступающие по характеристикам самым именитым мировым верфям.
Помимо фотографий и экспонатов на выставке оформлено более 40 стендов с исторической информацией, фактами, биографиями, что дает комплексное представление о предметах и фотографиях экспозиции. Демонстрируются уникальные фильмы из личных архивов яхтсменов. Отдельно представлены истории каждого яхт-клуба, а также - студенческих секций, Студенческой Парусной Лиги.
Для юных посетителей выставки на экспозиции представлены реальные яхты, на которых проходят начальная подготовка и соревнования. На них можно получить представление – каково это управлять парусной спортивной яхтой.
Данная выставка уникальна тем, что она представляет парусный спорт– не только высокими спортивными достижениями, но и в совершенно другом свете - как целый культурный пласт и как здравая воспитательная среда для многих поколений. Показана роль не только спортсменов, но и организаторов, тренеров, конструкторов, инженеров, принимавших непосредственное участие в развитии парусного спорта, строительстве яхт-клубов, организации школ, воспитании детей. Отражены дух и среда, в которой ковались олимпийские медали СССР и России.
Посетителям открыты двери уютной кают-компании «Мечтайте» - соорганизатора выставки. Во время выставки проходят торжественные мероприятия и тематические вечера. Так 16 февраля состоялось торжественное открытие выставки, 17-и 18-го февраля были посвящены
историям студенческим яхт-клубам МГУ им. М.В. Ломоносова и Буревестник. 24-25 февраля запланированы встречи яхт-клубов «Труд» и «Водник».
2 марта здесь же пройдет круглый стол Студенческой Парусной Лиги по вопросам развития студенческого спорта.
Важно отметить, что на выставке удалось разместить совсем малую часть от собранных архивов, историй, материалов, которые, к тому же, постоянно дополняются. На каждом стенде, биографии размещен QR-код интернет-страницы, куда выкладываются все имеющиеся материалы по этому человеку, клубу, истории. В частности, созданы отдельные страницы историй по яхт-клубам , есть энциклопедия "Кто есть кто" по людям.
На страницах клубов выложены ссылки на открытые группы тех, кто участвовал в истории этих клубов. Здесь можно найти старых друзей, интересные истории, фотографии.
Экспозиция развернута в выставочном зале Дома Культуры «Вперед» г.о.Долгопрудный, по адресу пл. Собина, д.3. Выставка продлится до 8 марта 2024г.
Заказать экскурсии можно по телефону: +7 (985) 116-46-88
Организаторы выставки: ДК «Вперед» Долгопрудного, Студенческая Парусная Лига, Кают-компания «Мечтайте».
Партнеры выставки - Долгопрудненский Историко-художественный музей, телеканал «Океан-ТВ», Всероссийская Федерация Парусного Спорта, Федерация Парусного Спорта Московской области.
По вопросу сотрудничества обращаться по электронной почте sailing-studsport@yandex.ru или по телефону +7-925-864-36-20.
Фотографии сделаны нашим замечательным ветераном парусного спорта Ларисой Ларионовой, за что ей отдельная благодарность
В соревнованиях приняли участие 27 спортсменов из Калининграда, Севастополя, Крыма, Москвы, Курска, Новосибирска, Московской, Ростовской и Самарской областей. . Было проведено 11 гонок в широком диапазоне ветро от почти штилевых до штормовых. Итогом серии в Чемпионате России стала победа Алексея Селиванова. В зачете Первенства России победу одержал Пинегин Никита
В Подмосковье с 23-го по 28-е августа прошла уже в 16-й раз традиционная регата Open Russian - открытый Чемпионат Российской Ассоциации яхт класса Финн, который также является Финалом Кубка России и Финалом Кубка Андрея Балашова. Эти же соревнования являются неофициальным Чемпионатом России Финн-Мастерс - среди спортсменов средней и старшей возрастных групп. За звание Чемпиона Ассоциации собрались 34 яхтсмена из Москвы, Московской области и Самарской области. Самому младшему Александру Животовскому в этом году исполнилось 15 лет, самому старшему - Александру Сивицкому 73. Всего в соревновании приняли участие 9 юниоров в возрасте до 25-ти лет, 3 легенды в возратсе старше 70 лет.
За 4 гоночных дня, несмотря на очень сложные ветровые условия, удалось провести 6 гонок. В очень плотной борьбе и при высокой конкуренции победу одержал Алексей Животовский, который также и стал абсолютным чемпионом России Финн-мастерс. Второе место занял Александр Кулюкин, третий - Феликс Деникаев.
Среди юниоров первым стал Никита Пинегин, в категории Мастерс - Алексей Животовский, в категории гранд-мастерс - Александр Кулюкин, в категории гранд-гранд-мастерс - Феликс Деникаев, в категории Легенды - Юрий Половинкин.
По итогам сезона обладание Кубком Балашова разделили Александр Кулюкин и Феликс Деникаев.
В Кубке России победителем стал Феликс Деникаев.
Полностью результаты смотрите на страницах регат
Open Russian, официальные результаты
Кубок России в классе Финн, официальные результаты
Кубок Андрея Балашова, официальные результаты
Соревнования подтвердили стойкий и растущий интерес к классу Финн, несмотря на его исключение из олимпийской программы. Большое число юниоров, новые лица среди старших спортсменов сами за себя говорят о важном месте и роли класса в парусном спорте. Во время регаты прошло неформальное собрание ассоциации в очень теплой и дружной обстановке. Ассоциация яхт класса Финн уверена в надежном будущем класса и выражает благодарность главному судье регаты Андрею Солякову и участникам регаты и всем, кто помог в проведении соревнования.
Хлебушкин Алексей Сергеевич, мастер спорта СССР, Чемпион России по буерному спорту в классе DN, Чемпион России в классе «Конрад-25». Двукратный победитель Онежской регаты и участник самой первой маршрутной гонки 1972 года. Победитель первой гонки яхтсменов-одиночек
«Чичестер-Рейс» на Клязьминском водохранилище 1978 года. Участник гонки Сидней–Хобарт. С 1983 г по 2022 г руководитель Учебной Водно-Спортивной Базы "Хлебниково" МГУ им. М.В. Ломоносова, практически заново создавший базу после того, как большая часть земли
яхтклуба была отдана под строительство дороги, сохранивший и проведший студенческий яхт-клуб через самые трудные времена развала СССР, рейдерских захватов и безденежья в студенческом спорте. Воспитал немало сильных спортсменов, мастеров спорта, а главное -
еще больше студентов-яхтсменов, привив им любовь и уважение к водной стихии, дав им настоящую морскую практику, массу технических и организационных навыков, которые обязательно пригодятся в жизни.
В 2019-м году Алексей Сергеевич стал лауреатом национальной премии "Яхтсмен Года" в номинации "За верность парусному спорту".
Всю свою жизнь Алексей Сергеевич беззаветно и бескорыстно посвятил парусному спорту, и во многом - студенческому парусному спорту.
Вся парусная общественность скорбит. Прощание с Хлебушкиным Алексеем состоится во вторник 30 мая в 13-00 по адресу: Николо - Архангельское кладбище ( Московский областной крематорий), ул.Окольная, д. 4 .
Ниже представляем вашему вниманию интервью Алексея Сергеевича журналу "Yachts Russia"
Беседовал Сергей Борисов
Yacht Russia: Алексей Сергеевич, и как нынешние студенты, не оставляют яхт-клуб своим вниманием?
Алексей Хлебушкин: Уже сверстаны планы, и в апреле будет, как всегда, туча народа. К июлю, как водится, останутся самые активные, самых упертые, те, кого не испугали трудности.
YR: Без них по-прежнему никак?
А.Х.: Я честно предупреждаю: да, занятия у нас бесплатные, лодки мы предоставляем, а вот дальше – это ваша забота. Флот у нас, мягко говоря, пожилой. Те же «Лучи» еще 1980 года рождения. Так что без ремонта, а то и реставрации ни одно предсезонье не обходится. У нас студенческие соревнования проходят в конце августа – сентябре, и бывает, что до конца июля ребята с лодками возятся. А ведь еще тренироваться надо, поэтому иногда на лето «Лучи» в аренду берут у Школы высшего спортивного мастерства. Но там лодку к соревнованиям не подготовишь, не те условия, а у нас своя мастерская, крыша над головой и плаз собственный. В общем, как ни крути, а поработать руками придется. И с крейсерскими яхтами ситуация схожая. Лодки принадлежат клубу, но за каждой закреплен шкипер, главным образом из профессорско-преподавательского состава, который «подписывается» под определенными обязательствами: во-первых, все расходы по содержанию яхты команда берет на себя, а во-вторых, вы участвуете в соревнованиях и берете в команду студентов и аспирантов, и даже если костяк экипажа сложился, круговорот должен быть. Конечно, все это предполагает определенные расходы, но тут уж или-или, по крайней мере со своей стороны мы делаем все, что в наших силах.
YR: Не похоже, что их у вас много.
А.Х.: Как всегда – сложности с финансированием. Вот, скажем, когда я только начинал начальствовать в яхт-клубе, у меня было 12 человек в штате (пусть и с жалкими ставками). А сейчас… Прошла очередная реформа, и штат яхт-клуба урезали до четырех человек. Я как узнал, тут же сказал, что все, пишу заявление, потому что мне только сторожей четыре человека нужно. Меня стали отговаривать: «Да что ты, прекрати!» Но я уперся, и тогда мне добавили две ставки. Так что теперь у нас «условно полный комплект»: сторожа, мой заместитель Николай Белов, мастер на все руки, он и механик, и электрик, ну и я вроде как заведующий. Понятно, что таким составом справиться со всеми вопросами нереально, поэтому часть обязанностей распределяем между ребятами, которые работают в оргсекторе. И опять же – иначе никак. Хотя так всегда было – чтобы в жизни клуба участвовать. И в парус я тоже не на все готовенькое пришел: сначала поработай, потом уж на воду.
YR: Это случилось…
А.Х.: В 1968 году. Я уже в возрасте был, то есть отслужил в армии – два года в ракетных войсках стратегического назначения. Поработал на «почтовом ящике», оттуда – в Московский энергетический институт. И вот как-то встретил знакомых мужиков, и они затащили меня в яхт-клуб «Труд». И началось! Шпаклевка, покраска, паруса… Сезон отходил на «Эмке» шкотовым, а на следующий я уже был рулевым с удостоверением, успел курсы окончить.
YR: И на чем гонялись?
А.Х.: И на катамаранах, и на «голландце». Тренеры у нас были отличные, один Борис Тейтельбаум чего стоил! Я ездил на соревнования, на ту же «Дружбу» в Одессе. Попутно крейсерские яхты стал осваивать. Хотя какие «крейсера» у нас были? В основном перестроенные «Драконы» и «пятерки»: наращивали борта, ставили рубки… На таких яхтах и уходили москвичи в «дальние» плавания, хотя они и впрямь были дальними – на Ладогу, на Онегу, на Белое море. А в 1972 году была организована по-настоящему большая гонка – 100-мильная, от Петрозаводска на север и назад. Так начиналась Онежская регата, я в ней много раз участвовал. Потом эта регата стала главным событием сезона – и роскошным зрелищем: все озеро в спинакерах. Как-то 62 «четвертака» собрались, со всех краев.
YR: По популярности с ней разве что Кубок Балтики мог сравниться.
А.Х.: И там бывал. На «Палладе». Это большой двухмачтовый кеч, построенный в «Труде» по проекту Николая Владимировича Григорьева, ученого, автора книг по парусному спорту, конструктора с огромным опытом, он еще «Ерша» спроектировал. Капитанил на нем Петя Шарманов, но как-то и где-то проштрафился, и «Паллада» осталась на берегу. Пришли мы с ребятами к руководству и говорим: «Простаивает лодка, отдайте ее нам для участия в Кубке Балтики». И отдали, благо к тому времени я уже имел диплом яхтенного капитана, а в активе было несколько выходов на Онегу, где все у меня получалось. Вот на этой «Палладе» мы на Балтику и отправились. Там больше сотни яхт собралось, и среди них очень много новых, польской поставки, некоторые вообще с английскими парусами. Над нами посмеивались: мол, архаика, куда вам тягаться. А мы взяли да и выиграли один из этапов. Это был фурор! Был там один эстонец, зашел к нам и все удивлялся: «Ну вы даете, моряки с Москвы-реки». Ну мы ему, конечно, налили, чтобы он не так расстраивался.
YR: Выходит, все у вас было хорошо, а вы тем не менее ушли из «Труда».
А.Х.: Сманили меня. Тогда в московские клубы стали поступать польские «Конрады-25», мне пообещали лодку, и я ушел.
YR: Сдержали «студенты» слово?
А.Х.: Получил я лодку. Тогда флот активно пополнялся: два «Картера» купили, еще «Конрад-45»… А потом Владимир Михайлович Репин с кафедры математики, тоже яхтсмен, «подрядил» в начальники. «Ты же активный, – говорит. – Так давай! Берись! Раскручивайся! Поможем…» Подумал я, подумал и ушел из инженеров. Хотя знал, что меня ждет.
YR: Явно не синекура.
А.Х.: У нас отторгли территорию под строительство мостового перехода через Клязьминское водохранилище. Огромную, 6 гектаров. Посулили, что выделят новый участок. И дали… болото. Я как глянул, так и сказал: «Ничего у нас не выйдет. Канализации нет, электричества нет, подхода с воды нет, нужны дноуглубительные работы, и построить ничего толком не дадут, потому что водоохранная зона». Сказать-то сказал, но что уж теперь, коли влип? Три с половиной года я угробил на то, чтобы получить землеотвод. В некоторые мытищинские конторы с вечера приходилось очередь занимать, чтобы очередную бумажку с печатью и подписью получить. Между тем на наш клочок без конца являлись комиссии и задавали очень неприятные вопросы: кто разрешил вам причал строить, да что вы здесь вообще делаете? Потому что работы у нас велись и проект был от Гипроречтранса, хороший проект. «Живыми» деньгами университет нам не помогал, но спасало то, что в его структуре был ремонтно-строительный трест МГУ, а при нем хозрасчетные организации. Вот одна из таких организаций и стала нам все обустраивать, всем материалы тоже через них шли. Начали с причала, потом поставили эллинг, построили мастерскую, восстановили элетроподстанцию. Платежки проходили задним числом.
YR: Чревато это.
А.Х.: Неприятности позже начались. И крупные. Когда все разваливаться началось, вслед за Союзом. Стало нечем платить за аренду «Буревестнику», который объединял больше 20 вузовских секций. Появились какие-то скользкие товарищи, которые с удовольствием взяли на себя все послегоночные мероприятия – с пивом, с сосисками… И вроде бы все так гладко было, что мы расслабились. А они этим воспользовались и начали продвигать в руководство своих людей. На самом деле им была нужна наша территория! Нас спасло то, что земля у нас была надлежащим образом оформлена, я же потом вновь эти адовы круги прошел, после перехода на кадастровый учет, еще несколько лет на это убил. Им бы отступиться, но уж больно заманчиво было отхватить все и сразу. И тогда на меня поступил донос. В центральную бухгалтерию МГУ прислали такие бумаги, что мне прямо сказали: пара лет тебе, парень, светит, и этот как минимум. Был собран ректорат, на котором объявили, что, мол, так и так, деньги разбазарены, ничего не сделано, и вообще все очень плохо. И тут на мое счастье появляется проректор Сергей Федорович Минаев, опоздал он к началу заседания. Спрашивает: «Что тут происходит?» Ему говорят: «Да вот Хлебушкину срок отвешивают». Тут он и взорвался: «Как это где деньги? Вы съездите и посмотрите. Там болото было, а сейчас территория отсыпана, асфальт, электричество, эллинг, причал, студенты занимаются – есть где и есть на чем».
YR: В общем, отстали от вас.
А.Х.: Не сразу, наступление на разных фронтах велось. Был я в гонке на Средиземном море, а тут звонок от сторожа: мол, пришли какие-то люди, бумаги показывают, говорят, что теперь это их земля. Вернувшись в Москву, стал я разбираться. Оказалось, эти рейдеры каким-то образом оформили на себя нашу землю под тем предлогом, что у нас тут пустырь, все заброшено и запущено, а они готовы территорию облагородить, только разрешение дайте. Нет, я не могу сказать, что все у нас блестело. На все нужны деньги, а я даже старые бытовки списать не мог, не на что на свалку вывезти. Я пытался найти спонсоров, инвесторов. И нашел-таки человека, который готов был вложиться по-крупному. Но руководство на его условия – 49 лет аренды – не согласилось: договор можем заключить только на время полномочий ректора. Ясно, что при таких ограничениях никто свои деньги вкладывать не будет.
YR: Так как же вы от рейдеров отбились?
А.Х.: Пришел я к мытищинцам и сказал: «Почему нарушаете? МГУ в федеральном подчинении, как республика какая или Москва-столица, и земля под яхт-клубом тоже «федеральная», а вы ею как хотите распоряжаетесь. Да это же подсудное дело!» И все мои договоры – на стол. Заволновались они, а тут и другие люди вмешались, повыше их. Короче, начались разборки, и всем этим мытищинским товарищам надавали по башке. Вот так было.
YR: Но ведь так не бывает, чтобы все одним цветом – сплошь белым или только черным. В те годы перед нашими яхтсменами распахнулись все моря...
А.Х.: Это верно. Тогда появились первые российские регаты в греческих водах, в турецких… Участвовал в них и я в качестве шкипера. Зимой проводил занятия с будущими участниками регаты, а в апреле – за границу и в море. Руководство мое из МГУ против этого не возражало, я же ездил в счет отпуска, придраться было не к чему. А так и интересно, и подзаработать можно было.
YR: А как вы оказались участником гонки Сидней–Хобарт?
А.Х.: Мы были второй российской командой, принявшей участие в этой гонке, заслуга же в этом была яхтсмена и бизнесмена Александра Копалина. Сначала это у него было скорее развлечением, но как-то на Балтике на яхте «Вера» мы попали в жуткий шторм. И его так укачало, что краше в гроб кладут. И тогда наш шкипер Виктор Минаев усадил его за штурвал – «Рули!» – и прошло совсем немного времени, и больной ожил! Потому что нет лучшего средства от морской болезни, чем порученное тебе ответственное дело. От Швеции до Питера мы долетели за 54 часа! Копалину такой экстрим понравился, и мы приняли участие в нескольких соревнованиях на Балтике и в Мармарисе. А потом всплыла идея принять участие в гонке Сидней–Хобарт. В команду вошли Андрей Арбузов, Юра Фирсов, Владимир Самохвалов, Копалин, капитаном шел Виктор Минаев, ну и я баковым. В Сиднее нам подыскали лодку класса SYDNEY 38. С нами пошли еще четыре австралийца. Всего на старт вышли 75 яхт самых различных классов, а до финиша добрались 56. Гонка была ужасная по сложности. Яхта взлетала на десятки метров вверх, а потом падала вниз. Мы шли первыми и с большим отрывом, но совсем недалеко от финиша попали в штилевой мешок, в результате соперники нас догнали. В своей группе мы финишировали вторыми, а по пересчету оказались пятыми. Обидно, могли быть первыми, но все равно впечатлений на всю жизнь. Особенно как мы обходили два огромных смерча.
YR: Алексей Сергеевич, о таких приключениях новичкам вашего клуба рассказываете?
А.Х.: А как же, пусть знают. А среди тех, что раньше у нас занимались, многие и сами могут всякого порассказать. Вон, Андрей Невзоров, он со мной еще на Онежскую регату ходил, у него теперь кругосветка за плечами. Сейчас ко второй готовится, новую лодку строит. Или близнецы Сергей и Юрий Болотины с яхты «Морская звезда», мастера спорта, профессора МГУ, а яхт-клуб для них все так же дом родной. А Виктория Веселова по-прежнему ходит на «Шалуне». Многие в парусе остались.
YR: Вашу страсть к буерам они тоже разделяют?
А.Х.: Не все. Меня-то они покорили еще в «Труде». Были у нас и «Монотипы XV», и даже 12-метровики. Потом появились буера DN, мы их сразу пять штук построили. Можно сказать, раскачали ситуацию, и через несколько лет на старт выходило уже до 30 буеров. Мы набирались опыта, хотя до закоперщиков в этом деле – прибалтов – нам было далеко. Когда я участвовал в чемпионате мира в Санкт-Петербурге, то с ходу попал в «золотой флот», но о призах даже не мечтал, там такие киты были, куда мне до них! Я ведь еще много лет в ШВСМ буеристов тренировал, но потом ушел, не могу же я разорваться, все-таки восьмой десяток.
YR: Стойкости вам возраст не убавил.
А.Х.: Это все парус. Никто лучше эликсира молодости не придумал.
Борис Федорович Будников - Заслуженный мастер спорта СССР. Родился 16 февраля 1942 года в Саратове, воспитанник легендарного наставника Дмитрия Зворыкина, окончил ГЦОЛИФК по специальности тренер-преподаватель. С 1960 по 1986 год регулярно принимал участие в чемпионатах СССР и Спартакиадах народов СССР в составе сборной Москвы. Завоевал в различных классах яхт 20 медалей, в том числе 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В составе сборной СССР принимал участие в Олимпийских играх 1972 года (9-е место), 1976-го (4-е) и 1980-го (2-е). Чемпион Европы 1980 года (Хельсинки, Финляндия), серебряный призер чемпионатов Европы 1971, 1982 и 1983 гг. Серебряный призер чемпионата мира 1984 г. (озеро Гарда, Италия). Многократный победитель международных и союзных регат.
Спортивная биография Будникова началась в послевоенные годы. Он проводил летние каникулы у бабушки на Покровской горе, недалеко от Зеленой гавани подмосковного Клязьминского водохранилища. Именно там базировался Центральный водно-моторный клуб им. П.И. Баранова, в котором была сосредоточена большая парусная база. Уже в семь лет мальчишка мечтал о жизни под парусом, которую знал не понаслышке. Дядя, яхтсмен Константин Мельгунов, иногда позволял племяннику порулить яхтой-одиночкой «Ш-10» в акватории гавани клуба.
Борис не перестал мечтать о парусе и в школьные годы. Долгими зимними вечерами он думал о том, чтобы как можно быстрее на Клязьминском водохранилище сошел лед и начались тренировки. К счастью мальчика, в конце пятидесятых на берегу любимого водохранилища были созданы новые яхт-клубы: «Спартак», «Водник», «Энергия», «Труд». На базе ВЦСПС талантливый яхтсмен и тренер Дмитрий Леонидович Зворыкин организовал одну из сильнейших в стране детско-юношескую спортивную школу. Именно в ней и начал осуществлять свою мечту Борис, которого сразу же определили шкотовым на швертбот класса «Ерш» к опытному рулевому Виктору Козлову. О том, как Борис пришел в группу Зворыкина даже написали в статье "Митяй":
"Боря Будников был один из пятерых детей вдовой матери. Они жили неподалеку, в Долгопродном, и он самостоятельно начал ездить в яхт-клуб, когда ему было лет пять. Не знаю, кто его привел туда в первый раз. Ребята подшучивали над ним и предлагали ему яхту класса «Селедка», узкую и длинную. Она должна была быть каким-то особым рекордсменом, но в дело не пошла из-за своей никудышной остойчивости, а потому, кажется, две их штуки зря торчали в эллинге – никто на них не ходил. Боре сказали, что это специально для него, поэтому их никто не берет. Мальчик поверил и даже, глядя на других, собирался её ремонтировать."
В 1954 году, в 12 лет, он выиграл свои первые соревнования - чемпионат ДЮСШ «Энергия». Спустя два года в составе сборной команды «Буревестник» начал ходить на «Ерше» в качестве рулевого, регулярно участвовал во всех московских гонках. Его соперниками были именитые яхтсмены, гораздо старше и опытнее, но Будникову удавалось их побеждать. Сказывались ежедневные многочасовые тренировки, начинавшиеся в начале мая и заканчивавшиеся в конце октября. Жесткие условия необыкновенно красивого и в то же время сурового спорта молодого человека не пугали.
Когда Будникову исполнилось 14 лет, заниматься парусом стало трудно - умер отец. Как старшему из шестерых детей, ему пришлось содержать семью. Работал на заводе, по вечерам учился в техникуме, но при этом каждую свободную минуту посвящал парусу.
Гоняясь на «Ерше», Борис почти во всех соревнованиях был вторым. Тогда основным его конкурентом был Лев Рвалов. Противоборство двух яхтсменов продолжалось до 1959 года, пока в клубе «Буревестник» не появился новый класс - швертбот «Финн». Будников сразу перешел в него и уже через год завоевал титул чемпиона Москвы в классе «Финн» среди юношей и взрослых. В 1961-м его пригласили в ЦСК ВМФ, где тренировались сильнейшие яхтсмены. Но из-за недостатка веса достичь хороших результатов Борису не удавалось.
Чтобы увеличить физическую массу тела, яхтсмен начал упорно заниматься спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, а зимой - лыжами. В результате физическая форма пришла в норму, но, тем не менее, в 1963 году руководство клуба предложило Будникову перейти в класс «Звездный».
Чтобы улучшать результаты, Борис с помощью периодических изданий, переведенных с английского языка на русский, постоянно изучал теорию. В настройке мачт и парусов, тактике ведения гонки помогали известные яхтсмены - Виктор Скачков и Владимир Васильев. Благодаря упорному труду, Будникову удалось сделать заметный скачок в результатах: если раньше он занимал 5-6 места, то в 1967 году начал завоевывать призовые.
Выступая в различных классах яхт, Борис завоевал 20 медалей: 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В классе «Звездный» яхтсмен успешно гонялся до 1972 года, а в 1973-м начал осваивать класс «Темпест» и в конце сезона со шкотовым Николаем Поляковым выиграл Балтийскую регату и чемпионат СССР.
В 1974 году Будникову удалось осуществить еще одну мечту - он начал ходить на килевой яхте «Солинг». Наивысших результатов спортсмен добился именно в этом классе. С 1974-го по 1976 год Борис гонялся с Валентином Замотайкиным и Николаем Поляковым, а в 1977-м в команду был включен младший брат яхтсмена - Александр Будников. В этом составе экипаж выиграл чемпионат Европы и стал серебряным призером Олимпийских игр 1980 года, регата которых проходила в Таллине.
Профессиональную карьеру яхтсмена Борис Федорович завершил в 1986 году. К этому времени он окончил ГЦОЛИФК, получив специальность тренера-преподавателя. До 1992 года работал старшим тренером сборной СССР по килевой части. После распада Советского Союза легендарному яхтсмену пришлось работать и сторожем, и строителем, и автомехаником, и водителем автопогрузчика.
В 2000-х годах профессионализм Бориса Будникова оказался востребован. Владельцы яхт, для которых парусный спорт стал образом жизни, приглашали его в качестве шкипера. У Бориса Федоровича появилась возможность не только выступать на яхтах класса «Дракон» на родной Клязьме, но и побеждать именитых яхтсменов. В 2008 году Борис Будников выиграл открытый чемпионат России в классе «Дракон», взяв, наконец, верх над давним своим соперником - датчанином Полом Йенсеном. А в 2011-м Борис Федорович стал лауреатом Национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «Легенда парусного спорта».
26 апреля после продолжительной болезни сердце знаменитого яхтсмена остановилось.
Вся спортивная парусная общественность скорбит и приносит соболезнования родным и близким.
Прощание с Борисом Федоровичем состоится 28 апреля в 14-00 на Николо-Архангельском кладбище.
Сегодня ночью на 61 году от остановки сердца не стало одного из самых выдающихся яхтсменов России, человека, посвятившего парусному спорту всю жизнь, - Георгия Ивановича Шайдуко.
Георгий Иванович родился 6 августа 1962 года в Никополе (Днепропетровская область).
Парусным спортом начал заниматься в девять лет в яхт-клубе «Трубник». Его первым тренером был Николай Иванович Эсаулов.
Георгий Шайдуко - серебряный призер Олимпийских игр-1996 в классе Солинг, участник Игр-1988, 1992 и 2000 годов.
Он - чемпион мира (1996-1998 годов в классе Солинг), бронзовый призер чемпионата мира-1987; чемпион Европы (1987, 1996 – в классе Солинг, 1990 - Летучий голландец), серебряный (2000) и бронзовый (1985, 1998) призер чемпионатов Европы в классе Солинг.
Георгий Иванович выигрывал чемпионаты СССР (1982, 1984, 1985, 1987-1990) и России (1994-2009) в различных классах, являлся неоднократным победителем Кубков мира в классах Летучий голландец и Солинг.
В 2009 году он завершил спортивную карьеру. С 2004-го по 2008 год был президентом российской ассоциации яхт класса Дракон.
3 декабря 2009 года Георгий Шайдуко стал исполняющим обязанности президента Всероссийской федерации парусного спорта, а с 4 декабря 2010 года по 16 декабря 2012-го - президентом ВФПС. С 2012-го по 2016 год он входил в состав Президиума ВФПС.
В 2019 году в рамках Национальной премии ВФПС «Яхтсмен России» Георгию Шайдуко была вручена премия «Лучшая книга года» за учебник «Азбука «Оптимиста».
Уход Георгия Ивановича Шайдуко – огромная потеря для российского парусного спорта.
Приносим соболезнования родным и близким.
За деталями по оказанию помощи родственникам Георгия Шайдуко просим обращаться в Исполком ВФПС к Марии Охват (тел. +7 977 977 21 83).
40 спортсменов из 12-ти регионов России, включая такие регионы как Сибирь, Санкт-Петербург, Севастополь сошлись на подмосковном Клязьминском водохранилище в самом брутальном классе яхт "Финн" в состязании за титулы Чемпион России, Чемпион России Финн-Мастерс и победитель Первенства России среди юниоров.
Несмотря на исключение этого замечательного класса из Олимпийской программы в 2021-м году и окончание эры настоящих парусных атлетов в Олимпийских Играх, а также – сложности с международными выездами, класс Финн в этом году не просто не просел, а наоборот – показывает рост интереса к классу как среди старших спортсменов, так и среди молодежи. При том, что Международная Ассоциация класса Финн была вынуждена отменить Чемпионат Европы в этом году по причине малого количества заявившихся участников (всего 26), 40 участников, приехавших в Москву на Чемпионат России, демонстрируют правильность выбранного Российской Ассоциацией класса Финн направления и успех её работы. Также идет и омоложение класса - 9 достаточно сильных юниоров, немало спортсменов-студентов, недавно вышедших из юниорского возраста – все это дает уверенность в прочности позиций класса теперь уже не только в спорте высших достижений, но и в массовом спорте, флагманом которого уже является и ветеранский спорт, а здесь - Чемпионат России Финн-мастерс.
Вопреки всем прогнозам и многолетним наблюдениям, погода в этом году преподнесла большой сюрприз организаторам и участникам: жаркий антициклон сдвинул традиционные сильные ветра конца августа, оставив на регату совсем жалкие остатки, едва достаточные для движения яхт на воде. Жарка погода, масса отдыхающих на катерах и водных мотоциклах создавали волнение на водохранилище покруче морской зыби, что вообще не оставляло шансов для нормальных гонок.
Тем не менее гоночный комитет вложил в регату все свое мастерство и сумел вытянуть регату, поймав редкие просветы с бризами и проведя 5 сложнейших и интереснейших гонок. Тактическая борьба, нетривиальные заходы и полосы ветра внесли немало интриги. Тем не менее победили те, кто смогли показать более стабильный результат.
Основная борьба за лидерство сложилась между 3-мя гонщиками – Дмитрием Петровым (Тольятти), Михаилом Яцуном (уроженец Красноярска, выступающий сейчас за Краснодарский край) и Алексеем Животовским (Московская область). Все три гонщика подошли к финишу регаты практически с равным количеством очков, Алексей Животовский при этом опережал соперников на 0,2 очка. Но итоговую расстановку решил разбор протеста на берегу, в результате которого титул Чемпиона России перешел от Алексея к Михаилу Яцуну, Дмитрий Петров остался бронзовым призером.
В разыгрывавшемся на этой регате Первенстве России очень сильно показал себя Павел Стыврин из Новосибирска. В общем зачете он занял пятое место и первое среди юниоров. Второе место занял его земляк Иванов Виталий, третий – Георгий Эмеретли из Севастополя.
В ветеранском зачете -Чемпионате России Финн-Мастерс страсти кипели не на шутку. Шутку ли сказать – в регате принимали участие победители и призеры Чемпионатов мира, Европы Финн-Мастерс. Не давали спуску молодым спортсменом самые заслуженные ветераны из категории «Легенды» (70 лет и старше). Несильный ветер позволил уравнять их шансы с молодыми атлетами, в результате чего не раз они приходили к финишу в 5-ке лидеров.
По итогам победителем среди Легенд стал Юрий Половинкин (10-е место в Чемпионате России), второй – Сергей Лукин, третье – Ковалев Николай.
В категории «Гранд-Гранд-Мастерс» 1-е место – Алексей Боровяк, 2-е – Касатов Александр, 3-й – Деникаев Феликс.
В категории «Гранд-Мастерс» победителем стал Василий Кравченко, 2-й – Александр ЛАухтин, 3-й – Александр Банько.
В категории Мастерс и в абсолютном зачете Финн-Мастерс завоевал победу Алексей Животовский, второе место досталось Дмитрию Петрову, третьим стал Александр Кравченко.
Полностью результаты смотрите на странице регаты
В рамках регаты традиционно были подведены итоги Кубка Андрея Балашова – зачета по всем официальным регатам, прошедшим на территории России в этом году. В этот раз обладателем Кубка Андрея Балашова стал Александр Кулюкин из Тольятти, не так удачно выступивший на этой регате, но стабильно показывавший высокий результат на протяжении всего сезона.
В целом регата, несмотря на сложные погодные условия, прошла на хорошем подъеме. Финнисты использовали время на общение и обсуждение планов и актуальных вопросов. Были приняты общая стратегия и планы зиму и на следующий сезон. Планируется возродить этапы Кубка России в Сочи, провести Первенство России в Сибири, а Чемпионат России в следующем году – в Таганроге.
Поздравляем организаторов и участников с успешно завершившейся регатой и ждем всех на соревнованиях в классе Финн!
Фото Ларисы Ларионовой
Традиционная регата памяти Александра Новикова - в этом году 1-й этап Кубка России в классе Финн прошла в Таганроге на майские праздники. Два десятка участников из Москвы, Тольятти, Новосибирска, Севастополя, Ростова-на-Дону и Таганрога открыли, несмотря на все перипетии (исключение класса из Олимпийской программы, бан на международных стартах), гоночный сезон в классе Финн в этом году. Разброс по возрасту от юниоров до легенд (от 23-х до 70-ти лет). Вот он - реальный и неформальный массовый спорт! Реально из 4-х гоночных дней гонки удалось провести только в двух из них, но и проведенных 8-ми гонок с лихвой хватило. Участники и организаторы сделали все, чтобы соревнования были одновременно безопасными для всех категорий, и захватывающими для профессионалов. Зачеты проводились не только в абсолюте, но и в категориях "мастерс" и открыли неформальный зачет Кубка России и в них.
Победителями и призерами в абсолютной категории стали: 1-е место - Алексей Селиванов, 2-е место - Георгий Эмеретли, 3-е место - Александр Кулюкин,
Победители в категориях
"Мастерс" - Александр Кулюкин, "Гранд-Мастерс" - Василий Кравченко, "Гранд-Гранд-Мастерс" - Феликс Деникаев, "Легенда" - Сергей Лукин.
Полностью результаты смотрите на странице регаты http://www.finnclass.ru/regatta2022/415/Results
Спасибо Таганрогу, организаторам, финнистам за настоящий спортивный праздник! Он еще больше сплотил финнистов, подтянул молодых, и есть уверенность, что следующие этапы в Новосибирске, Тольятти, Москве, Красноярске также соберут немало приверженцев класса Финн!
Сегодня празднует свое 80-летие заслуженный яхтсмен, наставник, организатор в сфере парусного спорта Юрий Алексеевич Ларин.
Юрий Алексеевич в парусном спорте с 1954 года. Мастер спорта СССР (1964) Окончил Таганрогский радиотехнический институт( 1965). Организовал лабораторию спортивной электроники (1971), где проводились исследовательские работы для спорта и космоса. Защитил первую в СССР диссертацию на материале парусного спорта (1977). Яхтенный капитан (1977). Старший тренер сборной СССР в классе "Финн" (1978-1980). Подготовил ряд известных спортсменов, в том числе призера ОИ А.Балашова. Заслуженный тренер РСФСР (1981). Судья Всесоюзной категории (1984). Работал по контракту тренером-преподавателем университета и консультантом национальной сборной Алжира (1986-1989). В 1992 году избран по конкурсу и в 1996 переизбран Главным тренером России. В этот период яхтсмены России неоднократно становились победителями крупнейших международных регат , чемпионами Европы и мира , призерами Олимпийских игр. Заведующий кафедрой Физического Воспитания ТРТИ (1977-2015), профессор (1991), Профессор университета Южной Каролины (США, 1993). Автор более 180 публикаций, из которых более 100 по парусному спорту, в т.ч. учебник и монографии Заслуженный работник физической культуры РФ (1999). Вице-президент ВФПС (1996-2000). Награжден грамотой и медалью Президента России (2010), Олимпийским комитетом России "За заслуги в развитии олимпийского движения". Лауреат национальной премии "Яхтсмен года" в номинации "За вклад в развитие парусного спорта" (2014). Почетный гражданин города Таганрога (2003).
Юрий Алексеевич также сделал много для развития и поднятия спортивного уровня студенческого парусного спорта. С его участием в подготовке студентов-спортсменов полностью любительская команда ДСО "Буревестник" заняла призовое место на последнем Чемпионате СССР среди профсоюзных обществ (Таллин, 1986г).
От всей души поздравляем Юрия Алексеевича с юбилеем, желаем здоровья, счастья и парусного долголетия!
С 5 по 10 мая 2022г. в городе Таганроге (Ростовская область) состоится традиционная весенняя регата памяти Александра Новикова, которая также является первым этапом Кубка России в классе яхт «Финн». Данные соревнования проводятся с 2014-го года и регулярно собирают более 20-ти спортсменов со множества регионов России. Соревнования названы в память о Александре Новикове, активном участнике Российской Ассоциации класса Финн, сделавшем большой вклад в развитие класса Финн в России и в подготовку молодежи и трагически погибшем в 2013-м году. Подробную информацию об А. Новикове можно узнать, пройдя по ссылке http://www.parusniy-sport.org/personalii/111.
Приглашаем всех принять участие в качестве спортсменов или зрителей. Подробная информация на странице регаты http://www.finnclass.ru/regatta2022/415
29 марта в Долгопрудном в Долгопрудненском Историко-Художественном Музее откроется экспозиция, посвященная парусному спорту и приуроченная к 75-й годовщине дня рождения почетного гражданина г. Долгопрудного, выдающегося спортсмена Виктора Яковлевича Потапова.
Потапов Виктор Яковлевич, заслуженный мастер спорта СССР, участник Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), призер Олимпийских игр (1972) чемпион мира (1978, 1980) чемпион Европы (1981), десятикратный чемпион СССР, инструктор по спорту высшей квалификации команды парусного спорта ЦСК ВМФ
Торжественное открытие экспозиции начнется с возложения цветов к мемориальной доске по адресу г. Долгопрудный, ул. Циолковского, д. 36 в 15-00, после чего в помещении Долгопрудненского Историко-Художественного Музея (ул. Циолковского, д.34) пройдет вечер памяти Виктора Яковлевича. Вместе с выступлениями будут показаны уникальные исторические фотографии, фильм-интервью Виктора Потапова, сама же экспозиция расскажет в целом об истории парусного спорта в Долгопрудном, выдающихся людях города, отметившихся в парусе.
Приглашаем всех, кто знал Виктора Яковлевича и всех неравнодушных к парусному спорту, а также тех, кто хотел бы узнать о нём.
Сегодня исполняется 70 лет Станиславу Александровичу Орешкину.
Станислав Александрович Орешкин - Мастер спорта международного класса (1976, парусный спорт), Заслуженный тренер РСФСР (1983).
Среди его воспитанников мастера спорта международного класса - абсолютный чемпион мира, чемпион Восточной Европы (2001) Максим Семерханов, серебряный призер чемпионата мира Александр Николаев, чемпион Европы в классе Финн (2007) Эдуард Скорняков, призер Первенств Европы в классе Финн Егор Терпигорев.
Выступал в классе "Летучий Голландец", Работал в Спорткомитете СССР старшим тренером, затем главным тренером.
Работал старшим тренером Московской городской экспериментальной школы высшего спортивного мастерства по парусным видам спорта. С 2011 года работал заместителем директора СДЮСШОР «Хлебниково» по спортивной и методической работе. Долгое время являлся личным тренером ведущих спортсменов России в классе «Финн».
Позже переехал в Сочи и возглавил Ассоциацию катамаранов Хобби-Кэт, где активно занимался развитием этого класса в секторе массового спорта.
Ассоциация яхт класса Финн от всей души поздравляет Станислава Александровича с юбилеем, желает счастья, здоровья и успехов во всех начинаниях.
Борис Федорович Будников - Заслуженный мастер спорта СССР. Родился 16 февраля 1942 года в Саратове, окончил ГЦОЛИФК по специальности тренер-преподаватель. С 1960 по 1986 год регулярно принимал участие в чемпионатах СССР и Спартакиадах народов СССР в составе сборной Москвы. Завоевал в различных классах яхт 20 медалей, в том числе 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В составе сборной СССР принимал участие в Олимпийских играх 1972 года (9-е место), 1976-го (4-е) и 1980-го (2-е). Чемпион Европы 1980 года (Хельсинки, Финляндия), серебряный призер чемпионатов Европы 1971, 1982 и 1983 гг. Серебряный призер чемпионата мира 1984 г. (озеро Гарда, Италия). Многократный победитель международных и союзных регат.
Спортивная биография Будникова началась в послевоенные годы. Он проводил летние каникулы у бабушки на Покровской горе, недалеко от Зеленой гавани подмосковного Клязьминского водохранилища. Именно там базировался Центральный водно-моторный клуб им. П.И. Баранова, в котором была сосредоточена большая парусная база. Уже в семь лет мальчишка мечтал о жизни под парусом, которую знал не понаслышке. Дядя, яхтсмен Константин Мельгунов, иногда позволял племяннику порулить яхтой-одиночкой «Ш-10» в акватории гавани клуба.
Борис не перестал мечтать о парусе и в школьные годы. Долгими зимними вечерами он думал о том, чтобы как можно быстрее на Клязьминском водохранилище сошел лед и начались тренировки. К счастью мальчика, в конце пятидесятых на берегу любимого водохранилища были созданы новые яхт-клубы: «Спартак», «Водник», «Энергия», «Труд». На базе ВЦСПС талантливый яхтсмен и тренер Дмитрий Леонидович Зворыкин организовал одну из сильнейших в стране детско-юношескую спортивную школу. Именно в ней и начал осуществлять свою мечту Борис, которого сразу же определили шкотовым на швертбот класса «Ерш» к опытному рулевому Виктору Козлову. О том, как Борис пришел в группу Зворыкина даже написали в статье "Митяй":
"Боря Будников был один из пятерых детей вдовой матери. Они жили неподалеку, в Долгопродном, и он самостоятельно начал ездить в яхт-клуб, когда ему было лет пять. Не знаю, кто его привел туда в первый раз. Ребята подшучивали над ним и предлагали ему яхту класса «Селедка», узкую и длинную. Она должна была быть каким-то особым рекордсменом, но в дело не пошла из-за своей никудышной остойчивости, а потому, кажется, две их штуки зря торчали в эллинге – никто на них не ходил. Боре сказали, что это специально для него, поэтому их никто не берет. Мальчик поверил и даже, глядя на других, собирался её ремонтировать."
В 1954 году, в 12 лет, он выиграл свои первые соревнования - чемпионат ДЮСШ «Энергия». Спустя два года в составе сборной команды «Буревестник» начал ходить на «Ерше» в качестве рулевого, регулярно участвовал во всех московских гонках. Его соперниками были именитые яхтсмены, гораздо старше и опытнее, но Будникову удавалось их побеждать. Сказывались ежедневные многочасовые тренировки, начинавшиеся в начале мая и заканчивавшиеся в конце октября. Жесткие условия необыкновенно красивого и в то же время сурового спорта молодого человека не пугали.
Когда Будникову исполнилось 14 лет, заниматься парусом стало трудно - умер отец. Как старшему из шестерых детей, ему пришлось содержать семью. Работал на заводе, по вечерам учился в техникуме, но при этом каждую свободную минуту посвящал парусу.
Гоняясь на «Ерше», Борис почти во всех соревнованиях был вторым. Тогда основным его конкурентом был Лев Рвалов. Противоборство двух яхтсменов продолжалось до 1959 года, пока в клубе «Буревестник» не появился новый класс - швертбот «Финн». Будников сразу перешел в него и уже через год завоевал титул чемпиона Москвы в классе «Финн» среди юношей и взрослых. В 1961-м его пригласили в ЦСК ВМФ, где тренировались сильнейшие яхтсмены. Но из-за недостатка веса достичь хороших результатов Борису не удавалось.
Чтобы увеличить физическую массу тела, яхтсмен начал упорно заниматься спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, а зимой - лыжами. В результате физическая форма пришла в норму, но, тем не менее, в 1963 году руководство клуба предложило Будникову перейти в класс «Звездный».
Чтобы улучшать результаты, Борис с помощью периодических изданий, переведенных с английского языка на русский, постоянно изучал теорию. В настройке мачт и парусов, тактике ведения гонки помогали известные яхтсмены - Виктор Скачков и Владимир Васильев. Благодаря упорному труду, Будникову удалось сделать заметный скачок в результатах: если раньше он занимал 5-6 места, то в 1967 году начал завоевывать призовые.
Выступая в различных классах яхт, Борис завоевал 20 медалей: 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В классе «Звездный» яхтсмен успешно гонялся до 1972 года, а в 1973-м начал осваивать класс «Темпест» и в конце сезона со шкотовым Николаем Поляковым выиграл Балтийскую регату и чемпионат СССР.
В 1974 году Будникову удалось осуществить еще одну мечту - он начал ходить на килевой яхте «Солинг». Наивысших результатов спортсмен добился именно в этом классе. С 1974-го по 1976 год Борис гонялся с Валентином Замотайкиным и Николаем Поляковым, а в 1977-м в команду был включен младший брат яхтсмена - Александр Будников. В этом составе экипаж выиграл чемпионат Европы и стал серебряным призером Олимпийских игр 1980 года, регата которых проходила в Таллине.
Профессиональную карьеру яхтсмена Борис Федорович завершил в 1986 году. К этому времени он окончил ГЦОЛИФК, получив специальность тренера-преподавателя. До 1992 года работал старшим тренером сборной СССР по килевой части. После распада Советского Союза легендарному яхтсмену пришлось работать и сторожем, и строителем, и автомехаником, и водителем автопогрузчика.
В 2000-х годах профессионализм Бориса Будникова оказался востребован. Владельцы яхт, для которых парусный спорт стал образом жизни, приглашали его в качестве шкипера. У Бориса Федоровича появилась возможность не только выступать на яхтах класса «Дракон» на родной Клязьме, но и побеждать именитых яхтсменов. В 2008 году Борис Будников выиграл открытый чемпионат России в классе «Дракон», взяв, наконец, верх над давним своим соперником - датчанином Полом Йенсеном. А в 2011-м Борис Федорович стал лауреатом Национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «Легенда парусного спорта».
От всей души поздравляем Борис Федоровича с юбилеем и желаем здоровья и долгих лет жизни!
Значительные изменения происходят в жизни класса "Финн" в связи с потерей олимпийского статуса. Кроме того изменились конфигурации цепочек поставок материалов, появились новые технологии, открылись новые возможности. Все это требует реформ. Целый ряд предложений были выдвинуты с разных сторон. Сейчас Международная Ассоциация класса Финн формирует повестку годового собрания Ассоциации, и перед тем, как выносить предложения на голосование, проводит опрос среди всех финнистов, чтобы иметь максимально приближенную к объективности оценку мнения всех рядовых членов. Предлагаем вам принять участие в опросе, который можно пройти по следующей ссылке
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSehWplgzSZihvp-Ivb8jX8SUqOCHFvjjl9dGRHtmLhEotfBNA/viewform.
На Международной выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу» 3-6 марта 2022 на территории Крокус Экспо года Ассоциация «Студенческая Парусная Лига» организует стенд, посвященный развитию и популяризации парусного спорта среди молодежи.
В рамках указанного стенда Ассоциация планирует организовать демонстрацию различных типов яхт и яхтенного оборудования. Кроме того будет установлен бассейн площадью 200 кв.м, где будут организованы гонки детей на парусных яхтах, гонки радиоуправляемых яхт, катание гостей выставки, занятия на SUP-бордах, виндсерфинге, вейкборде.
Помимо демонстрации яхт и оборудования в рамках стенда планируется обширная программа, включающая в том числе следующие мероприятия:
- мастер-классы и тест-драйвы водно-спортивного надувного оборудования (катамараны, каяки, каноэ, пакрафты, фитнес-плоты, надувные аттракционы, аква-зорбы и прочие), а также яхт класса Оптимист и Луч;
- соревнования радиоуправляемых яхт;
- участие в деловой программе выставки, в т.ч.: организация Круглого стола на тему «Развитие Студенческого Парусного Спорта»; лекция Евгения Шкарубы, клуб Морские практики, на тему «Строительство деревянной парусной шхуны для арктических широт»;
- детские тематические игры и мастер-классы, в т.ч. настольная игра с изучением курсов и галсов, практикум по вязанию морских узлов, поиски пиратских кладов и островов, интерактивная игра «Историческая лодка»;
- работа спортивного сухого тренажера с наглядной демонстрацией управления яхтой класса Оптимист.
Обращаем Ваше внимание на то, что здесь же 5 марта в 12-00 состоится круглый стол, посвященный развитию студенческого парусного спорта в России. В конференции примут участие организаторы этапов Кубка Студенческой Парусной Лиги, представители студенческих клубов, секций, вузов, а также – ассоциаций различных классов яхт. В программе круглого стола планируется детально обсудить программу мероприятий по студенческому парусному спорту на 2022 год, планы развития студенческого парусного спорта, провести обмен опытом между парусными секциями и клубами.
Во время данного круглого стола будет произведено торжественное награждение призеров и победителей Кубка Студенческой Парусной Лиги за 2021 год.
Мы уверены, что выставка и конференция будут интересными и полезными для всех категорий молодежи и специалистов физкультурно-спортивной отрасли. Приглашаем Вас посетить и направить своих представителей на данное мероприятие.
7 февраля ушел из жизни замечательный человек, спортсмен, наставник, выдающийся судья Вадим Борисович Прибылов.
Вадим Борисович Прибылов был судья по парусному спорту всероссийской категории, судья России и ампайр России, мастер спорта СССР.
Парусная спортивная биография москвича Вадима Прибылова началась в 1956 году, когда увлеченный водными походами на туристической байдарке десятилетний мальчишка настойчиво попросился принять его в подмосковную детскую парусную спортшколу ДСО «Буревестник» и пришел прямо к Дмитрию Леонидовичу Зворыкину, известному тогда детскому тренеру.
Начав, как все в ту пору, матросом, а затем и рулевым на «Ерше», Вадим Борисович так старательно и успешно проходил все начальные этапы своей спортивной карьеры, что, по его словам, «выигрывал все, что можно и из призовой тройки никогда не выпадал».
В 18 лет Вадим Прибылов, уже на «Финне», стал мастером спорта СССР, победителем первого Кубка Москвы.
Затем был спортклуб ВМФ, где он надолго не задержался, и в 19 лет ушел учиться в Московский энергетический институт. Однако с парусом надолго расстаться не удалось, и так как в институте была парусная секция студента Прибылова уговорили выступить на первенстве ВУЗов и для этого сесть на «Эмку», хотя он на ней никогда раньше не ходил. Поскольку экипаж был не слишком умелый, но старательный, ему удалось победить.
Потом Вадим Прибылов несколько лет гонялся на «Звездном», пока давний приятель не позвал его в яхт-клуб «Водник», – учить детей парусному спорту.
Став тренером, он воспитывал юных парусников сначала в яхт-клубе «Водник», потом в «Авроре». Там же он встретил супругу - отличную яхтсменку и тренера, замечательную женщину Светлану Николаевну Кротову. И тем еще больше привязал себя к парусам. Около 20 лет составляет его тренерский трудовой стаж.
Оставаясь еще детским тренером на швертботах «Оптимист», «Ок-динги», «Финн», Вадим Борисович стал, волею судьбы, участвовать в судействе московских парусных соревнований различного уровня.
С тех пор судья республиканской категории Вадим Прибылов отсудил множество российских и международных парусных регат, матчевых гонок и соревнований по буеру, отличившись как главный судья или как заместитель главного судьи на восьми чемпионатах мира, шести чемпионатах Европы и более чем двадцати чемпионатах России. Немало российских судей считают его не только коллегой, но и наставником, учителем.
Вадим Борисович является обладателем Приза года «Памяти Б.Б.Лобач-Жученко» «За большой вклад в развитии Российского спорта» 2005 года, юбилейных медалей «80 лет парусному спорту Москвы» и «100-летие Федерации парусного спорта России».
Подробнее о Вадиме Борисовиче Прибылове и его интервью можно прочитать в энциклопедии "Кто есть кто"
Все парусное сообщество скорбит об утрате такого замечательного человека.
Прощание с Вадимом Борисовичем состоится в зале прощания больницы МЕДСИ по адресу: МО, г.о.Красногорск, пос. Отрадное, влд.2
В середине января был опубликован рейтинг класса Лазер, в котором Сергей Комиссаров занял второе место. В рейтинг вошли 568 спортсменов, на первой строчке расположился киприот Павлос Контидес.
В 2021 году Сергей показал достойный результат, заняв восьмое место на Этапе Кубка Мира, стал одиннадцатым на Олимпийских Играх в Токио и завершил сезон четвертым на Чемпионате Мира.
«Прошлый год был для меня продуктивным, я показал довольно высокий результат, – говорит Сергей. – Лучшим результатом за сезон для меня стало 4 место на Чемпионате Мира. Я рад оказаться на второй строчке рейтинга World Sailing, продолжаем работать в том же духе».
Рейтинг World Sailing высчитывается из 6 лучших результатов за 12 месяцев. В зависимости от статуса соревнований, мероприятию присваивается разный рейтинг в баллах. Чемпионат Мира и Олимпийские Игры – 200 баллов, крупные международные регаты – 100 баллов, континентальные
соревнования – 50 баллов. Кроме этого применяется формула, учитывающая статус соревнований, занятое место и общее количество участников. Далее с итоговым количеством баллов яхтсмен получает место в рейтинге, чем баллов больше, тем выше его позиция в таблице.
Напомним, что первой международной медалью Сергея стала бронзовая медаль Первенства мира в классе "Финн" в 2007 году.
Желаем Сергею успехов и продолжаем следить за его достижениями