Чучелов Александр (EST б/н)
Фамилия
Чучелов
Имя
Александр
Отчество
Дмитриевич
Годы жизни
26 апреля 1933
—
1 января 2017
Пользователь о себе
Выдающийся яхтсмен страны, ЗМС СССР, участник парусных регат игр XVII и XVIII олимпиад, обладатель первой в СССР серебряной олимпийской медали в парусном спорте; кораблестроитель, учитель, заслуженный тренер эстонской ССР, надежный товарищ и друг. Александр
Дмитриевич всю свою жизнь беззаветно служил становлению, развитию парусного спорта в стране, укреплению его авторитета на международных регатах, чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх, щедро передавая свой уникальный опыт и знания подрастающему поколению
яхтсменов. Его ученики Виктор Потапов, Андрей Балашов, Валерий Заковоротный, Виталий Зарослов и другие завоевывали медали на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских Играх (Виктор Потапов – бронзовая медаль ОИ 1972г., Андрей Балашов – серебряная медаль 1980 г.)
Александр Дмитриевич родился 26 апреля 1933 года в Таллинне, в знаменитой парусной династии Чучеловых. член спортивного общества «Калев». В 1963 году избран почетным членом этого общества. Свои парусные предпочтения Саша отдал олимпийскому швертботу «Финн».
Этот класс впервые был включен в программу регаты игр XIV олимпиады 1948 года, проходившей в Лондоне (Тор-Бей). Советские яхтсмены не участвовали в той регате. Ведь прошло только три года после победы СССР в великой отечественной войне. В 1952 году ВФПС уже
имела сильных одиночников олимпийского уровня. Выступавший тогда на олимпийской регате в Хельсинки Петр Гореликов сохранял до последней гонки реальные шансы на завоевание бронзовой медали. Немного не хватило опыта. Остальные классы дебютировали менее удачно.
Ошеломляющий результат пришел к нашей сборной в 1960 году, когда три из пяти олимпийских классов принесли зачетные очки в общекомандную копилку сборной страны. Навечно вошел в историю олимпийских парусных регат подвиг экипажа в классе «Звездный». Рулевой Тимир
Алексеевич Пинегин со шкотовым Федором Васильевичем Шутковым за первые пять гонок из 7-ми фактически обеспечили завоевание золотых медалей. Не менее триумфальной победой была и серебряная медаль Александра Чучелова, положившая начало гарантированному, успешному
выступлению советских финнистов на долгие годы. Тогда в 1960 году он пропустил впереди себя только легендарного на все времена - датского финниста Пауля берт Эльвстрема. с 1948 года Эльвстем не знал поражений в этом классе. В Риме он завоевал свою четвертую
золотую медаль. После «Финна» Александр Дмитриевич перешел в классы «5,5» и «Солинг». В гонках на «Солингах» трижды выигрывал чемпионат СССР и 13 раз становился победителем всесоюзных регат, был кандидатом на участие в XXI Олимпийских Играх (1976 г.). С 1976
г. А.Чучелов на тренерской работе. Он щедро отдавал свои знания, опыт, мастерство сборникам и молодежи. Под его руководством в 1983 году сборная Эстонии выиграла Спартакиаду народов СССР. Трудно себе представить сколько он пошил парусов по индивидуальным заказам
сборников, сколько раз улучшал конструкцию стратегического для нашей федерации класса «Финн», работая главным конструктором на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. В свое время А.Чучелов успешно окончил кораблестроительный факультет
таллиннского политехнического института. На парусной регате в Таллине игр XXII олимпиады 1980 г. наша сборная завоевала первое общекомандное место в неофициальном зачете, внеся в копилку сборной СССР олимпийские медали всех достоинств. Немалая заслуга в этом
и Александра Чучелова. Мало кто сегодня помнит, что во время олимпийской регаты борьба в классе «Финн» велась на судах, построенных исключительно на Таллинской судоверфи. Таково было решение международного союза парусного спорта (IYRU). Качество отечественных
«финнов» получило высокую оценку руководства IYRU и самих олимпийцев. И в этом триумфе прямая заслуга Александра Дмитриевича Чучелова. Благодарная, светлая, память о заслугах Александра Дмитриевича перед родиной, страной, отечественным и международным парусным
спортом навсегда останется в наших сердцах. На его ярком, жизненном примере будут продолжать воспитываться еще не одно поколение яхтсменов.